|
Анастасия Воронина

Юрий Норштейн: «У меня есть любимое пространство»

Всемирно известный художник-мультипликатор и режиссер о необычном выборе профессии, своем миропонимании и зрителях.

– Юрий Борисович, банально, но все-таки хочется спросить: как вы пришли в профессию? 

– Да никак. В детстве вообще не был увлечен мультипликацией. Ходил два-три раза в неделю в художественную школу. Там я обрел друзей и там же вошел в искусство. Тому причина — замечательные преподаватели. А о мультипликации не думал, что называется, ни сном ни духом. Так мы росли, и однажды мой друг Володя Морозов, с которым мы учились в этой школе, мне как-то сказал, что подал документы на курсы мультипликаторов. Я на это посмотрел как-то прозаически, холодно. Для меня существовала на тот момент только одна цель: заниматься живописью. А потом, спустя несколько дней, я позвонил ему и говорю: «Поедем, и я тоже подам документы». Так мы оба поступили на двухгодичные курсы. Невероятный, конечно, случай. 

А дальше... Я постоянно хотел уйти из студии мультипликации. Все время хотел поступить в институт живописи, но у меня все это постоянно срывалось. О подробностях говорить не хочется. Но продолжая учебу на курсах, я однажды понял, что мои занятия живописью не прошли даром, потому что увидел в мультипликации нечто такое, что было скрыто от других. Именно через живопись. Вот и все. Остальное в фильмах... 


Кадр из заставки к передаче «Спокойной ночи, малыши!»

– Что, на ваш взгляд, главное должен понять, усвоить начинающий художник-мультипликатор? 

– Помимо того, что ты должен хорошо рисовать и иметь чувство времени, у тебя должно быть беспредельное внимание к окружающему миру. Ко всему — к муравью, к кошке, к вороне, к дереву. Ко всему. К тому, как летит тополевая пылинка. И это все должно быть сюжетом твоей жизни. Потому что ты не должен разделять свою жизнь и жизнь мультипликации. Нет. 

Знакомство с режиссерами-мультипликаторами только подтвердило то, что каждый из них в соответствии со своим темпераментом был и художником. То есть таким, как Федор Савельевич Хитрук. Он рисовал неторопливо, мягко, так же неторопливо, как и рассуждал, но рассуждал он всегда тонко, психологически безупречно и попадал, что называется, в десятку. То, что им сделано, уже говорит за него. А, например, Борис Петрович Дежкин — это весь заряженный, наэлектризованный человек. И рисовал он молниеносно. Гениальный художник-мультипликатор. Все его сцены и фильмы динамичны. Вы наверняка знаете его работы — «Необыкновенный матч», «Чиполлино», «Шайбу! Шайбу!» и другие. Все они пронизаны невероятной динамикой. И он это чувствовал так, как не чувствовал никто на «Союзмультфильме». 


Кадр из мультфильма «Сказка сказок»

– Какая из ваших работ вами наиболее любима? 

– Да нет у меня такого явления «любимая работа». У меня есть любимое пространство, допустим, в фильме «Сказка сказок», потому что это наиболее личностный фильм. Он является отражением моего состояния, моего миропонимания. Пожалуй, так. 


– Ваш фильм «Ежик в тумане» любят многие. Как родилась его основная идея? 

– Идея, вообще-то говоря, принадлежит не мне, а Сергею Григорьевичу Козлову, который написал сказку. Но сказка была маленькой. А вот то, во что она развилась, — к этому я приложил руку. И руку, и голову. Всегда нужна первая точка в том месте, куда ты ногу поставишь, а дальше — как пойдет. 

– Недавно в киноклубе Эльдара Рязанова состоялся ваш творческий вечер. Что бы вы хотели оставить в сердцах людей, пришедших на встречу с вами? 

– Чтоб они вышли с чувством сострадания и сопереживания ко всему живому, что есть на свете. К сожалению, это уходит, а без этого жизнь не то что неполная, она просто не случится.

Справка 

Юрий Норштейн родился в 1941 году в селе Андреевка Пензенской области. Советский и российский художник-мультипликатор, режиссер мультипликационного кино. Лауреат Государственной премии СССР (1979). Лауреат премии им. А. Тарковского (1989). Народный артист Российской Федерации (1996). Основная часть работ создана им на студии «Союзмультфильм». Выставки рисунков Юрия Норштейна проходили во Франции, России, Японии, Израиле и США. Читает лекции во ВГИКе и является его почетным профессором. Почетный доктор изящных искусств Rhode Island School of Design, Providence, США (2005).

Похожие статьи