Когда Еврейское телеграфное агентство (JTA) сообщило, что крошечная еврейская община португальского города Порту продюсирует полнометражный фильм «Сефард» о своей истории с бюджетом 1,2 миллиона долларов, возник вопрос: а сколько же евреев в Португалии?
По данным Электронной еврейской энциклопедии, в конце 1970-х годов в стране проживало около 500 евреев. В 1992 году — около 600, а в 1999 году — опять 500. Однако другие источники утверждают, что в 2001 году в стране проживало пять тысяч евреев, а в 2006 году — уже восемь тысяч. Откуда могло взяться такое количество? Может быть, автор статьи в «Циклопедии» случайно приписал к трехзначным числам лишний ноль? Но оказывается, по данным генетического исследования 2008 года, 19,8% населения Португалии имеет еврейские корни, что составляет примерно два миллиона из десятимиллионного населения страны. Это неудивительно, поскольку в стране на протяжении столетий проживало множество так называемых «новых христиан» — потомков насильственно крещенных евреев. Еврейские общины пополнялись в том числе за счёт португальцев, возвращающихся к вере предков. В 20 веке это уже не было связано с риском попасть на костёр, но в основу сюжета кинокартины, продюсируемой общиной города Порту, легла драматическая судьба офицера, пострадавшего из-за активности в привлечении потомков евреев в общину.
Артура Карлуша де Барруш Башту называют «португальским Дрейфусом». Когда Артур был подростком, умирающий дед открыл ему, что у него были еврейские предки. Его семья не соблюдала еврейские заповеди, и юноша узнал о существовании евреев в Португалии только в 1904 году, прочитав газете об открытия синагоги «Шаарей Тиква» в Лиссабоне. Год спустя он поступил на службу в армию, и был командирован на курс обучения в Лиссабоне, молодой Барруш Башту сразу отправился в синагогу города, однако не бы признан там евреем. Но юноша не сдавался.
Барруш Башту был смелым человеком с общественным темпераментом. Когда Португалия в 1910 году была провозглашена республикой, именно он первым поднял республиканский флаг в городе Порту. Во время Первой мировой войны он командовал батальоном португальского экспедиционного корпуса на фронте во Фландрии. За свои подвиги и храбрость на поле боя был награжден медалями и произведен из поручиков в капитаны.
Самоучкой изучив иврит, он некоторое время жил в Марокко, где прошёл гиюр и был обрезан в Танжере. После этого он изменил свое имя на Авраам Израиль Бен-Рош. Вернувшись в Лиссабон, он женился на еврейке Лее Израэль Монтеро Азанкот, у них были сын и дочь, несколько внуков и правнуков. Внучка Барруша Басшту, Изабель Феррейра Лопиш, является нынешним вице-президентом еврейской общины города Порту.
В 1921 году Барруш Башту вернулся с женой в Порту. Он узнал, что в городе живет меньше двадцати евреев-ашкеназов. Поскольку в Порту не было синагоги, эти евреи не были организованы и должны были для удовлетворения религиозных нужд выезжать в Лиссабон. Барруш Башту начал подумывать о строительстве синагоги и выступил с инициативой: в 1923 году официально зарегистрировал в городском совете Порту еврейскую общину и бейт-мидраш. Действующее здание городской синагоги было построено спустя годы, поначалу община арендовала для этих целей дом. С течением времени в синагоге стало появляться все больше и больше людей. Они говорили, что являются потомками евреев, вынужденных обратиться в христианство в XV веке, и утверждали, что тайно соблюдали в своих домах некоторые еврейские обычаи и ритуалы. Эти крипто-евреи начали участвовать в религиозных службах. Барруш Башту стал ездить по городам и сёлам в поисках людей, заинтересованных в возвращении к иудаизму. Это привлекло внимание некоторых влиятельных людей и еврейских общин, в том числе сефардской общины Лондона, которые создали Португальский комитет Марранос — организацию, для оказания помощи людям, пожелавшим вернуться к иудаизму. В 1927 году Барруш Башту основал и возглавил португальскую еврейскую газету под названием «Ha-Lapid» («Факел»).
Башту активно и успешно призывал потомков португальских евреев вернуться в синагогу, что раздражало церковников, и они написали донос военному командованию, утверждая, что офицер-иудей участвует в кровавых и непристойных ритуалах. Имелось в виду обрезание учеников бейт-мидраша в Порту. В 1937 году Барруш Башту был осужден дисциплинарным Советом армии и уволен со службы. Год спустя, в 1938 году, Барруш Башту увидел торжественное открытие своего великого проекта — синагоги «Кадури» в Порту. Ее возведение началось в 1929 году, когда Барруш Башту смог собрать средства на покупку земли и строительство. Здание стало центром еврейской общины Порту и до сих пор существует в этом качестве.
Во время Второй мировой войны, будучи уже уволенным из армии, Барруш Башту помог сотням еврейских беженцев, следовавших через Португалию, чтобы начать новую жизнь в другом месте. Недавно еврейская община Порту подписала договор с американским Мемориальным музеем Холокоста о передаче тысяч документов и записей беженцев, которым помог спастись Барруш Башту.
Он умер в 1961 году и был, по его желанию, похоронен в Амаранте, городе, где родился. На нем была форма, в которой он всегда служил своей стране. На смертном одре он сказал, что однажды наступит справедливость. Но справедливость пришла лишь через 50 лет, после петиции, представленной в парламент 31 октября 2011 года его внучкой. Барруш Башту был реабилитирован 29 февраля 2012 года. В петиции, которая была единогласно одобрена всеми политическими партиями, говорится, что увольнение Барруша Башту из армии было связано с политической и религиозной сегрегацией по причине его еврейского происхождения.