|
Мария Якубович
Мария Якубович

Царь Израиля Шмулик I (часть 2)

Шмуэль Сольник, по его утверждению — потомок знаменитой семьи испанских евреев Абрабанелей, в свою очередь — доказанных потомков царя Давида, попытался придать этот факт широкой огласке, написал книгу и предпринимал действия для повышения своей популярности, но безуспешно. 

Однако вскоре он нащупал еще один потенциальный путь к венцу мифического монархического Израиля.

В начале 1946 года англо-американский следственный Комитет начал свою работу в регионе.

Эта комиссия состояла из британских и американских чиновников и была создана руководством Великобритании и США, для того, чтобы согласовать политику в отношении будущего подмандатной Палестины и иммиграции туда еврейских беженцев, пострадавших в Холокосте.

Комитету, собравшемуся в Иерусалиме, было поручено расследовать сложившуюся ситуацию, провести по проблемам Палестины консультации с представителями не только евреев, но и палестинских арабов и выработать необходимые рекомендации для британского и американского правительств.

Хотя Комитет был одним из многочисленных комитетов по расследованию ситуации в Палестине, он стал единственной подобной организацией, детально рассмотревшей вопрос об условиях жизни евреев в послевоенной Европе. 

Давид Бен-Гурион выступает перед англо-американским следственным комитетом. Фото любезно предоставлено Центральным сионистским архивом из коллекции цифровых изображений Дэвида Б. Кейдана. 

Сольник решил, что это если пробиться к принимавшим решения британским и американским чиновникам, появится шанс убедить великие державы мира в том, что его семья заслуживает того, чтобы восседать на древнем израильском престоле. К этому моменту он изменил позицию, выдвинув вместо себя другого кандидата на корону — своего трехлетнего сына Иммануэля, которого поспешил наименовать Эммануилом I. 

В архивах Национальной библиотеки Израиля был недавно найден черновик печатного письма Сольника в Комитет, исчерканный дополнениями и исправлениями ошибок. 


Письмо Сольника в англо-американский комитет с просьбой возвести на престол его сына Эммануила. Коллекция Национальной библиотеки 

Сольник, который явно стремился облегчить всем своим возможным союзникам жизнь и разжевать очевидные вещи, во вступительных абзацах подчеркнул недостатки демократии и указал на простую практичность своей идеи:

«…Всему миру, и особенно англо-американскому, по различным и в том числе экономическим проблемам легче будет установить взаимопонимание с королевской династией, чем с десятками еврейских фракций, группировок и партий». 


Сольник объясняет, почему монархия – более простое и практичное решение для всех. Коллекция Национальной библиотеки 

Кажется, Сольник надеялся убедить и христианских сионистов, которые были среди британских и американских чиновников, поддержать его монархический план:

«…Христианский мир поддерживает идеологию ЦАРСТВА ИЗРАИЛЯ. Эта идея особенно поддерживается Англиканской Церковью, основывающей свою жизненность на Библии и признающей связь ЦАРСТВА ИЗРАИЛЯ с ДОМОМ ДАВИДА.

Поэтому эта Церковь и впредь будет поддерживать и признавать ЕВРЕЙСКОГО ЦАРЯ-ЭММАНУИЛА, тем самым полностью удовлетворяя еврейскую нацию». 

Сольник обещает защитить западные интересы и пытается обратиться к христианским сионистам. Коллекция Национальной библиотеки 

Что касается фактического управления королевством до совершеннолетия «царственного отрока», то «...Комитет – в соответствии с обещанием, данным нам Богом и Пророками, серьезно примет во внимание создание ими Еврейского Царства ДОМА ДАВИДА во главе с временным Регентством. Регентство, которое будет состоять из трех членов, возьмет на себя их функции от имени фактического правительства Палестинского мандата. [...] Членами Регентства ЦАРСТВА ИЗРАИЛЯ должны быть назначены следующие лица:

1.     Доктор Хаим Вейцман

2.     Арье Альтман

3.     Сэмюел Сольник

ДАВИД БЕН-ГУРИОН должен стать премьер-министром». 

Разумеется, он ставит подпись (в английском прочтении – Сэмюэл Сольник), лишь предложив себя членом предполагаемого регентства из трех человек, чтобы править именем малолетнего Эммануила I. 


Фото из Коллекции Национальной библиотеки 

Увы, Комитет не впечатлился доводами Шмуэля в пользу монархической системы – их заключительные рекомендации не только не включали в себя создание еврейского царства, но исключалось и создание еврейского государства в принципе — хотя в итоге все сложилось иначе. 

Приведем выдержки из рекомендаций Комитета: «...ни одна страна, кроме Палестины, не представляет надежды на существенную помощь в нахождении нового дома для евреев, вынужденных уехать из Европы. Но одна только Палестина не может обеспечить иммиграцию (всех) еврейских жертв нацистского и фашистского преследования; эту ответственность перед беженцами должен разделить весь мир. ...Мы рекомендуем, чтобы (a) 100 000 еврейским беженцам, ставшим жертвами нацистского и фашистского преследования, был немедленно разрешен въезд в Палестину; (b) бо́льшая часть таких беженцев получила разрешение на въезд еще в 1946 году для того, чтобы фактическая их иммиграция состоялась в минимальные, насколько это возможно, сроки». 

К 1949 году, похоже, Сольник наконец сдался и сдулся, и местная пресса сообщила, что «претендент на трон» направил Хаиму Вейцману телеграмму, поздравив его с назначением на пост президента молодого Государства Израиль, что было расценено как отказ от всех претензий на корону. 


Фотография предполагаемого наследника Эммануила I в еврейской ежедневной газете «Маарив» 1 марта 1949 года. 

Неудавшийся царь остался дантистом и уехал из Иерусалима, переместив свою клинику в приморский город Нетанию и занявшись другим своим хобби: коллекционированием марок. 

Затем он перебрался в Канаду, где провел почти два десятилетия и где сейчас живет большая часть его семьи. Он вернулся в Израиль в 1969 году, но скончался два года спустя после инсульта. 

Мечта о еврейском царстве под властью его семьи так и ушла вместе с ним в небытие.

Похожие статьи