|
Мария Якубович
Мария Якубович

«Последний потомок»: история тех, кто не может больше рассказать о себе

Многие европейские евреи смогли чудом пережить Холокост и достичь Палестины. Но многие из выживших привезли в себе на прародину горе одиночества. Их родители, братья, сестры, сыновья и дочери были убиты. Тех, кто потеряв семью, приехал в Палестину один, и назвали «последними потомками». 

Палестина оказалась единственным местом, где «последние потомки» могли бы жить без страха, среди близких им по крови и вере людей. Но их боль и память об ужасе геноцида не стали от этого меньше. 

Их новая страна тоже подверглась нападениям. И «последние потомки», не задумываясь, опять оказались на войне. Защищая Государство Израиль и еврейский народ, многие из «последних потомков» погибли, не успев оставить уже своих потомков и покончив с семейным наследием.Сумев спастись от войны и смерти, они вернулись в бой и встретили смерть. 

Расскажем о двоих «последних потомках», которые сражались вместе в войне за независимость Израиля и вместе погибли в одном и том же бою. 

Оставшийся в живых в Освенциме 


Мордехай Давид Ганц, сын Ятты и Бен-Циона, родился в марте 1928 года в еврейской общине местечка Адар жудеца (территориальной единицы) Марамуреш на северо-западе Румынии. Община из 40 тысяч человек, имевшая корни в раннем средневековье, состояла в основном из ортодоксальных евреев и дала миру многих известных раввинов, ученых и писателей.

В Марамуреше, а именно в городе Сигету-Мармацие, родился Эли Визель – Нобелевский лауреат, председатель Президентской комиссии по холокосту США, Посланник мира ООН. 

В 1940 году территория Северной Трансильвании, включая Марамуреш, отошла Венгрии. Принятые в Венгрии антиеврейские законы, аналогичные «законам Нюрнберга», быстро и неумолимо низвели марамурешских евреев до положения бесправных и нищих людей. Когда в 1944 году было реализовано «Окончательное решение», евреев собрали в синагогах, изъяли ценности, заставили носить желтую звезду Давида на одежде и жить в гетто.

Но и это оказалось не самым страшным.

Справка. «Окончательное решение» или «Окончательное решение еврейского вопроса» (Endlösung дер Judenfrage) – официальное кодовое название утвержденного в 1942 году нацистского плана убийства всех евреев в пределах досягаемости. В Холокосте убиты 90% польских евреев и две трети всего еврейского населения Европы. 

Вместе с соседями семья Мордехая, как и семья Эли Визеля, была депортирована в мае 1944 года в Освенцим. К концу войны он оказался единственным оставшимся в живых из своей семьи. Мы не знаем подробностей, как ему в отличие от Визеля удалось избежать отправки в концлагерь, но в июне 1947 года он уже немного оправился от потерь и уехал в Израиль через Италию по программе «Молодежная алия». Там он получил образование в религиозном кибуце и осел на постоянное место жительства возле Кфар Хасидим. 

Боец Сопротивления

  

Шалом Теппер, сын Дова и Товы, родился в 1925 году в городе Бялобжеги, недалеко от города Радом в Польше. Он вырос в еврейской общине, получил традиционное образование, активно участвовал в движении «Тора и труд». 

В ультраортодоксальном иудаизме нужно посвящать жизнь только изучению Торы. Религиозный сионизм рассматривает как возможное сочетание Торы и работы ради пропитания, а ведущее молодежное движение в религиозном сионизме «Бней Акива» вообще провозгласило лозунг «Тора и труд». 

Шалом был одним из более чем трех миллионов евреев, живших в Польше до Второй мировой войны. В сентябре 1939 года еврейская жизнь фатально изменилась. 

Община города Бялобжеги из полутора тысяч евреев следовала заветам Ребе Яакова Ицхака Рабиновича, Йехуди Ха-Кадош (Святого еврея), основавшего ответвление хасидизма Пещиша. Бялобжеги был захвачен в первые дни немецкой оккупации Польши, в городе сразу было создано гетто. Отец Шалома умер незадолго до заключения. В начале 1941 года в гетто привезли много евреев из близлежащих мест, и число узников там удвоилось. В октябре 1942 года евреи гетто были отправлены в соседний город Добешин и оттуда в лагерь смерти в Треблинке. Около двух сотен заключенных попали в другие лагеря смерти.

Семья Шалома погибла в концентрационных лагерях. Самого Шалома отправили в Освенцим, но он выжил. Нам неизвестно, каким чудом он освободился, возможно, сумел бежать по дороге. Но известно, что он присоединился к партизанам в польском лесу и воевал с нацистами до конца войны. 

После освобождения Шалом вступил в молодежную организацию «Алия» и в 1946 году уехал в Палестину. Он жил в Петах-Тикве, работал и начинал учиться жить в мирной стране. 

Война за независимость 

Но молодому Израилю пришлось еще не раз воевать за свои земли и независимость. В начале войны за независимость Мордехай и Шалом вступили в Хагану. Армейские приказы свели их вместе. Они служили в 33-м батальоне бригады №3 Хаганы «Александрони», которая играла важную оперативную роль в центре страны по пресечению вторжения иорданских и иракских армий. 


Израильские солдаты бригады «Негев», 1948 год 

Позже бригада отражала вторжение египетской армии у поселения Аль-Фаллуджа, расположенного в 30 километрах к северо-востоку от города Газа, на территории, по плану раздела ООН 1947 года отошедшей к арабскому государству. Во время войны жители села блокировали местные еврейские общины и нападали на конвои, направлявшиеся, чтобы доставить в эти поселения еду, воду и медицинские средства. 

Аль-Фаллуджа и соседняя деревня Ирак аль-Маншия составили часть «кармана Фаллуджа», где четырехтысячные египетские части (в том числе будущий президент Египта Гамаль Абдель Насер), вошедшие в область во время боевых действий, с конца октября 1948 года в течение четырех месяцев были блокированы созданными полгода назад силами обороны Израиля. Цель «кармана» состояла в том, чтобы вынудить египтян подписать соглашение о перемирии, что и было достигнуто в феврале 1949 года. 

Во время операции бригада «Александрони» захватила южную часть села, но атака в северной части были отражена, солдаты Хаганы временно отступили. Мордехай был убит в этой стычке 25-го Кислева 5728 года (28 декабря 1948 года).

Тогда и погибли 90 солдат, в том числе Мордехай и Шалом. 

Последние потомки 

Мордехай и Шалом были всего лишь двумя из многих «последних потомков», павших в Войне за независимость из любви к своей новой стране. Их огромная жертва отмечена в Мемориале Последних потомков на горе Герцль в Иерусалиме. 

Отдадим их мужеству дань нашего уважения.

Похожие статьи