«После расстрела мы услышали плач». Выживший в Холокосте встретился со спасенной им девочкой

Максвелл Смарт пережил Холокост ребенком. Его родные погибли, а он вынужден был прятаться от нацистов в лесу недалеко от города Бучача на Украине. Там он вместе со своим другом Яном спас девочку, родных которой расстреляли на их глазах. Спустя десятилетия Максвелл встретился с ней в Канаде.

Максвелл Смарт всю свою жизнь спрашивал себя, как сложилась судьба девочки, которую он вместе со своим другом Янеком спас во время Второй мировой войны. Благодаря съемочной группе BBC он узнал ответ на этот вопрос. Смарт стал одним из героев проекта «Обмануть Гитлера» — о детях, которым удалось уцелеть во время Холокоста.

Семья Смарт жила в городе Бучач — сейчас он относится к Украине, а до войны был частью Польши. В 1941 году его оккупировали нацисты.

Отца Максвелла убили в первые три месяца оккупации, а его вместе с матерью и сестрой отправили в еврейское гетто. В 1943-м всех евреев решено было ликвидировать. Людей сгоняли в грузовики. Мать убедила мальчика бежать. Он остался в живых. И с тех пор не видел своих близких.

В 13 лет Максвелл Смарт оказался совершенно один в лесах под Бучачем. Он выкопал себе землянку, питался грибами и травой, прятался от нацистов и полицаев, которые им служили. И одиночество оказалось страшнее голода и стужи.

— Я стал лесным зверем, — вспоминает он.

Прошло несколько месяцев. И Максвелл случайно встретил у своего убежища мальчика в лохмотьях — Янека, который так же, как и он, пытался выжить в лесу. Теперь они были вместе.

Смарт говорит, что, встретив друга, он обрел надежду. Ему стало легче бороться за выживание, потому что они поддерживали друг друга.

— Янек стал моей жизнью, единственным человеком, которому я был нужен. Да, нам по-прежнему трудно было искать еду и прятаться. Но теперь я чувствовал — Бог слышит мои крики и ночные рыдания. Он послал мне друга, — признается Максвелл.

Однажды Максвелл и Янек услышали выстрелы. Когда все затихло, мальчики выбрались из убежища. На снегу у реки лежали семь погибших людей. Их убили нацисты.

Смарт увидел, что на другом берегу кто-то есть. Они слышали сдавленный плач. Чтобы выяснить это наверняка, нужно было войти в ледяную воду.

Янек не хотел переходить реку вброд. Мальчики голодали и были слишком слабыми. От холода они могли погибнуть. Но Максвелл настаивал: «А что, если мы можем помочь?» Они взялись за руки и вошли в воду.

На другом берегу лежала женщина. Она была мертва, а в руках держала маленькую девочку — это она плакала. Подростки унесли младенца в землянку. Но они понимали, что не смогут ухаживать за ней.

 

Вскоре они разыскали в лесу еврейку, которой удалось спастись. Она оказалась тетей ребенка и пообещала, что позаботится о нем.

Но ледяная вода подорвала и без того слабое здоровье Янека. Мальчик сильно заболел.

Максвелл пытался ему помочь. Вечером он отправился в деревню, чтобы раздобыть немного еды и лекарство. Фермер, который иногда помогал мальчикам, согласился помочь. Ему предложили ночлег — впервые за долгие месяцы мальчик ел вволю и спал в теплой постели.

Когда утром он вернулся к землянке с теплым обедом, Янека не было. Он нашел его в лесу, мертвым. Болезнь погубила его.

До сих пор Максвелл Смарт винит себя в смерти друга. Ведь именно он убедил его войти в ледяную воду, чтобы спасти ребенка. Тяжелее становилось от того, что о судьбе девочки он ничего не знал. А что, если и она не спаслась?

— Это была самая большая потеря в моей жизни. Янек помог мне пережить войну. Моя мать и сестра погибли, отец — исчез. Я сумел это принять, но я все еще оплакиваю Янека, — сказал Максвелл Смарт.

Он спасся. Сначала прятался в лесу, а в 1944-м встретил советских солдат и дошел с ними до Венгрии.

Через четыре года Смарт переехал в Канаду по программе помощи детям-сиротам и беженцам, которой руководит Канадский еврейский конгресс. Он поселился в Монреале и стал художником.

Израильский исследователь Холокоста Наташа Недзельска была потрясена историей Максвелла Смарта. Она нашла мемуары женщины, которая пряталась у реки в лесу недалеко от Бучача — там же, где Максвелл и Янек. Она описывала, как бежала от нацистов, которые убили ее мать. Во время расстрела она держала маленькую сестру на руках — и та чудом осталась жива.

Во время съемок фильма «Обмануть Гитлера» об этом услышал и спаситель девочки, Максвелл Смарт. Он заплакал.

— Если бы этот ребенок оказался жив, мне было бы легче. Это означало бы, что Янек умер не зря, — сказал он.

В Хайфе Максвелл встретился с Товой Баркай — той самой девочкой. Она уже пожилая женщина, у нее есть свои дети, вместе с ними она живет в Хайфе, в Израиле. К сожалению, она перенесла тяжелое заболевание и не может говорить.

Глядя ей в глаза и держа ее за руку, Смарт сказал:

— Теперь я не чувствую себя виноватым. Да, мой друг Янек умер. Но он герой. Он спас тебя. И у тебя растут дети и внуки. Ты больше не безымянный ребенок, которого мы спасли. У жизни есть имя — Това!

Смарт разыскал семью Янека и рассказал его близким о том, как они вместе прятались в лесу. И о подвиге, который он совершил.

По данным фонда Азриэли, только 6–11 процентов еврейского детского населения пережили конец войны. Смарт — один из 100 выживших евреев из Бучача. До войны в этом городе жили 8000 евреев.

Источник: pravmir.ru

Теги

Похожие статьи