|
Лидия Эммануилова
Лидия Эммануилова

Путешествие в историю

В одну из пятниц декабря мне предложили совершить некую экскурсию. Хотела было по привычке отказаться, сославшись на занятость, но то ли интуиция, то ли какое-то седьмое чувство, заставили меня согласиться на это предприятие. План экскурсии подразумевал посещение Иерусалимского Аквариума, Стены Плача, арабской деревни Абу-Гош, главная достопримечательность которой — монастырь бенедиктинцев 12-го века с фресками той же эпохи. В монастыре Скинии Завета, в западной части деревни, сохранились остатки византийской церкви. Деревня также прославилась своими ресторанчиками, которые известны во всем Израиле своим хумусом. И, наконец, посещение музея Теодора Герцля.

Прекрасный солнечный денёк, комфортабельный автобус, классный, как потом оказалось, гид - и мы в дороге. Полнейшее наслаждение, удовлетворившее бы чувство каждого эстета в Иерусалимском Аквариуме, диковинные рыбины и рыбки в искусственно созданном подводном царстве, желание заснять каждое, еле видимое движение ,,каменных'' рыб.. Ладно, не буду отвлекаться. Священный трепет у Стены Плача ( части древней стены вокруг западной стороны Храмовой горы), дрожь во всем теле, слёзы , вкладывание своих и переданных родными записок в расщелины древней стены, опять-таки с моими молитвами о них, медленный уход от Стены, лицом к ней..

Теперь предстояло посетить мусульманскую деревню Абу-Гош, где с 19 века поселились черкесы и другие выходцы с Северного Кавказа. В ней мы были приняты с их традиционным гостеприимством, очень сытно накормлены и ушли оттуда в полной уверенности, что и правда, такого хумуса ещё не едали в Израиле.

Теперь о музее Герцля, главной цели моего повествования, моего и всеобщего главного восторга, нет, гордости за свою страну, испытанные высокие патриотические чувства!!! Клянусь, что этот трепет во мне, да я почти уверена, что и в сердцах других экскурсантов, был не менее сильным, чем при прикасании ладонями к стене Плача.

У входа в музей нас встретила совсем молоденькая девушка, с очень заметным израильским акцентом, она так волновалась при введении нас в таинства истории, при рассказе о судьбе Теодора Герцля, что это волнение передалось и посетителям. Оно не оставило нас во время всего пребывания в музее, а по выходе из него я думаю, мы никогда и ничего не забудем всю жизнь о нашем национальном герое. Попытаюсь, насколько мне позволит память, передать вам её рассказ. Герцель — это человек, который, проснувшись однажды утром, сказал себе, что он не смирится с существующей реальностью, надо изменить что-то и он не побоялся своих мыслей, не побоялся решать и действовать. Ещё с детства, он уже был деятельным. Он родился в Будапеште в 1860 году, тогда это был ещё просто Пешт. Большую часть своей жизни Теодор Герцль жил в Вене. Но наш рассказ о нем в музее начинается с 1894 года и именно с Парижа. Кто-нибудь знает, почему именно с Парижа? А кто-то из вас знаком с делом Дрейфуса? Герцль работал в то время журналистом в одной из самых влиятельных газет того времени — Neue Freie Presse. В качестве журналиста он посещает Париж. Именно когда Герцль находился в Париже, рассматривалось дело Дрейфуса. Дрейфус — французский офицер, еврей по происхождению, который был ложно обвинен в шпионаже, осужден, над ним была совершена публичная гражданская казнь. 

Со всех сторон Герцль слышит вопли толпы: «Смерть евреям!». Минуточку, почему смерть евреям, почему не позор предателю, не смерть Дрейфусу? Неужели из-за одного еврея обвинен весь народ? И тогда Герцль понимает, что если в Париже, на Родине свободы, равенства и братства, столь открыто проявляется антисемитизм, то тогда евреи нигде не смогут найти себе место и надо создать своё собственное еврейское государство. Эта его мысль была началом начал, началом всех его странствий по миру, всех его мытарств ради величайшей цели в истории всего еврейства! Народный герой евреев Теодор Герцль прожил очень тяжелую, довольно короткую, но такую счастливую жизнь. Многое предвидел уже тогда и многие из идей основателя современного политического сионизма, осуществили мы, его потомки. Почти в каждом городе Израиля есть улица Теодора Герцля, огромными тиражами издаются книги о горе Герцля, где похоронены виднейшие еврейские военачальники, а могила самого Теодора Герцля располагается на вершине холма и музее Герцля, дети знают о нем с малых лет и изучают историю его жизни и деятельности в школах. И это неудивительно, ведь без него, без его мечты, без его идеи, его борьбы за создание еврейского государства не было бы нас, обретших свою историческую Родину.

Похожие статьи