Выбор кантора издавна был одним из самых напряженных моментов синагогальной жизни, когда сталкивались вкусы и пристрастия раввинов, прихожан и попечителей. На эту тему существует даже старая пародийная композиция «Кантор на прослушивании» (Hazn afn Probe).
О новом интернет-ресурсе, позволяющем канторам разных направлений найти свою синагогу, а синагогам — своего кантора рассказывает Times of Israel.
Их голоса взмывали ввысь, смешивались и сливались, когда три кантора пели мелодию «Ана Б'коах» кабалистического стихотворения первого века. Трио никогда не репетировало вместе, но канторы – певцы, которые регулярно ведут общественную молитву, прекрасно знакомы с мелодиями, подобными этой, которые поются каждую субботу. «Между нами есть химия», – говорит Яки Лауэр, 26 лет, один из канторов, специализирующийся на пении пиютов – литургических стихотворений.
Яки Лауэр, Элиэзер Шарлап и Мотти Хасфари наряду с другими двумястами канторами, являются участниками JVocals новой онлайн-платформы, посвященной продвижению канторских талантов. Сайт был создан 47-летним Хасфари, который сделал карьеру в ведущих израильских компаниях, в том числе работал генеральным менеджером такси Gett. Однако душа его принадлежит хазануту, искусству канторского пения, и Хасфари взялся за любимое дело со знаниями, умениями и навыками шоумена. (Он ведь племянник драматурга Шмуэля Хасфари и актрисы Ханны Азулай Хасфари.)
«Я не мог понять, как такие большие таланты, которые могут собирать концертные залы, не могут двигаться вперед в своей музыкальной карьере в синагоге», – сказал Хасфари. «Это правда, что не все прихожане любят хазанут, потому что он звучит как опера, но в мире 14 миллионов евреев и около 10 000 синагог в Израиле, так что есть сторонники и моего вкуса».
Хасфари запустил сайт в сентябре, собрав информацию о примерно двухстах канторах всех мастей: ортодоксальных, ультраортодоксальных, консервативных и реформистских, включая даже нескольких женщин. Его цель – чтобы все шесть тысяч канторов со всего мира были учтены на сайте, где царят профессиональные голоса. Все профили канторов содержат ссылки на видео, краткое описание их возможностей и ставку гонорара.
«Раньше о нас заботились «махеры, — Хасфари имеет в виду посредников, которые сводили канторов с синагогами для молитв в дни высоких осенних праздников – Рош а-Шана и Йом Кипур. — Но теперь все сидят в смартфонах. И миссия JVocals состоит в том, чтобы на радость еврейскому миру объединить вместе различных канторов, различные стили пения и ведения молитвы, представив всё на одном ресурсе». Сайт является платформой еврейской вокальной литургики, где желающие смогут найти того кантора, которого они ищут. Хасфари сравнил его с Gett, приложением, изменившим процесс вызова такси.
Просматривая сайт JVocals, можно видеть кантора — гурского хасида, соседствующего с хазанит — женщиной, консервативным кантором. Это не значит, что ортодоксальные или ультраортодоксальные канторы начнут петь в консервативных или реформистских синагогах или наоборот. Но скорее этот сайт предлагает потенциальным слушателям шанс найти хазана любого направления, будь то для высоких праздников, концерта, бар-мицвы или свадьбы. «Я не буду хазаном в неортодоксальной синагоге, — говорит Шарлап, потомок старинной династии известных раввинов, тоже учащий Тору. — Но мы, канторы, стремимся найти своих слушателей, и я хочу, чтобы у каждого из нас была своя площадка».
По словам Хасфари, который пришел в хазанут сравнительно поздно, в 25 лет, и обучался в двух канторских школах в Тель-Авиве и Петах-Тикве, это старинное синагогальное искусство востребовано сегодня, возможно, больше, чем когда-либо прежде. Местные власти и муниципалитеты Израиля организуют концерты, кошерные круизы, шабатоны в отелях и приглашают для этого канторов.
Хазанут основан на годовом и жизненном цикле – сказал Шарлап. «Это Шаббат, праздники и концерты. Но это не может быть постоянной работой. Для того, чтобы заработать деньги, вам нужно заниматься чем-то еще». Хотя в Израиле есть тысячи синагог, большинство из них являются ортодоксальными и получают небольшие бюджеты от местных властей или муниципалитетов, которые, в отличие от консервативных и реформистских синагог в США, не позволяют нанимать кантора. «Это профессия, но трудно заработать деньги, даже будучи дипломированным кантором, – сказал Хасфари. — Для тех, кто рождён, чтобы петь в синагоге, песня их души и не должна остаться неуслышанной», – говорит Шарлап, учившийся у маэстро Эли Яффе, возглавляющего Академию канторского искусства в Петах-Тикве. Шарлап на высокие праздники служит кантором в Мюнхене и в синагоге пригорода Тель-Авива, Савьона. Лауэр работал кантором в Сингапуре и в настоящее время ездит в Доминиканскую Республику во время высокого курортного сезона. В промежутках между канторскими службами он получает степень в области специального образования и работает в школе в Иерусалиме. И он, и Шарлап начали заниматься вокалом в ранней юности, но продолжают петь, став взрослыми мужчинами.
Около 30 новых канторов ежегодно получают образование в Израиле. Многие из них следуют новым литургическим трендам, которые предлагают общине возможность подпевать красивым молитвенным мелодиям, будь то напевы рабби Шломо Карлебаха или «Аллилуйя» Леонарда Коэна. «Теперь даже приветствуется совершать службу под хоровое пение конгрегации», – сказал Лауэр. «В синагогальной литургии есть фрагменты, которые молящиеся поют вместе с хазаном, а есть моменты, когда нужно сидеть и слушать», – обьясняет Шарлап, – «и в конечном счете, наш труд — петь, наполняя души собравшихся в синагоге».