|
Виктор Шапиро
Виктор Шапиро

Постоялый двор в доме молитвы

Еврейская община Познани продает свою синагогу гостиничному инвестору. Об этом пишет Jüdische Allgemeine.

«Постепенно наш оптимизм возвращается, — говорит Алисья Кобус, председатель еврейской общины Познани — центра Великопольского воеводства. — Мы сейчас продали нашу синагогу. Или я должна сказать “наш бассейн”?» Она горько смеется.

«По прошествии почти двадцати лет, наконец, у здания есть будущее. Оно должно быть преобразовано в отель, но там будет предусмотрено устройство небольшого музея еврейской общины Познани, а также помещения для молитвы. Более ста лет там молилось около тысячи евреев. Синагога была нашей гордостью — пока в 1939 году не пришли нацисты. Сначала они выломали звезду Давида с купола, а затем превратили наш дом молитвы в бассейн для солдат». Точный проект пока не известен, но инвестор, похоже, в ходе многолетних переговоров с городом добился, чтобы сегодняшнее изуродованное и лишенное статуса культового строение могло снова получить двухэтажный купол бывшей синагоги.

Немногие евреи вернулись в Познань после войны. Общинное имущество было национализировано. Синагогу оставили такой, какой она осталась после нацистов, и продолжали использовать как городской бассейн. «Когда после политического перелома 1989 года мы постепенно вернули нашу недвижимость, радость была велика», — рассказывает Кобус. Однако община из менее чем 30 членов, была слишком мала, чтобы получить самостоятельный статус, и управлялась как филиал из Варшавы. «И тогда варшавяне продали все наше имущество в Познани, — продолжает Алисья Кобус, — остались только бассейн и угловой дом напротив, где располагается наша община с небольшим молельным помещением и кошерной кухней».

Однако в начале 2019 года произошли существенные изменения: Познанский филиал получил статус общины и с теперь может самостоятельно распоряжаться своими финансами и имуществом.

«С 2002 года мы пытались превратить бассейн в синагогу или в центр иудео-христианского диалога, — сообщает Кобус, — но никто не хотел брать нас под свою опеку финансово: ни Евросоюз, которому мы подавали заявки, ни немцы, которые все уничтожили».

Познанская община при поддержке Варшавской обращалась к бундесверу как к преемнику вермахта, а также — через германское посольство — к федеральному правительству в Берлине. Кобус неодобрительно поморщилась: «Мы не несём ответственности. Мы сожалеем», — ответили нам. Но она задается вопросом: «Кто же еще должен отвечать, если не тот, кто разрушил синагогу?»

Когда в бывшей люблинской ешиве, которую после войны использовали как госпиталь, открылась четырехзвездочная гостиница «Илан», подобное решение показалось подходящим и для Познани.

Главный раввин Польши Михаэль Шудрих не возражал, так как синагога, в отличие от еврейского кладбища, также может изменить свое назначение. Поскольку познанская синагога после ее осквернения нацистами никогда не использовалась как молельный дом, а в лучшем случае как место арт-хэппенингов, иное ее использование не вызывает возражений Шудриха.

Но в Израиле, как и в самой Польше, довольно громко звучит критика данного проекта. Сама идея реконструкции оставшегося от синагоги строения в отель была высказана десять лет назад и сразу вызвала довольно резкие возражения общественности. На польских интернет-ресурсах приводятся мнения еврейских интеллектуалов, не связанных с общиной. Против создания отеля в синагоге выступал, например, Северин Ашкенази, известный польско-американский еврейский отельер, филантроп и философ. «Будет продана одна из самых ценных синагог в Европе, – убеждал он на совещании, организованном осенью 2010 г. — Те, которые играют роль евреев, продали, разбазарили то, что было им было возвращено из прежней собственности общин. Продавали на том основании, что деньги нужно направить на восстановление синагоги, но сейчас тех денег нет. Если не реагировать на то, что делают эти невежды, евреям некуда будет возвращаться». По мнению польской журналистки еврейского происхождения Гражины Банашкевич, есть «галахические возражения» против продажи синагоги, поскольку несколько лет назад она была «вновь освящена», то есть был возобновлён статус культового здания. И даже многим прихожанам нелегко было привыкнуть к мысли, что бассейн, который когда-то был синагогой, преобразуется не в молельный, а в гостиный дом. Однако близкий к общине познанский архитектор Стефан Байер представил несколько вариантов реконструкции, которые хотя и воспроизводят прежний облик синагоги, но также предполагает другое использование.

Два года назад отраслевой журнал «Hotelarz» («Отельер») вдруг сообщил, что группа Hilton Curio хочет устроить бутик-отель в бывшей познанской синагоге, внешне восстановленной максимально близко к оригиналу. Алисия Кобус делает загадочное лицо. «Я не должна ничего выдавать, – говорит она. — Инвестор намерен сам объявить о своих планах. Я знаю только, что это выглядит хорошо. Наконец-то!»

лучшее за месяц

Похожие статьи