|
Юрий Табак
Юрий Табак

Зита и Гита: еврейская версия

Вечером 9 июня 1944 года еврейский капеллан армии США раввин Морис Керцер вместе с главным раввином Рима Израэлем Золли отслужили первую после освобождения Центральной Италии от нацизма шаббатную службу в главной синагоге Рима. Четыре тысячи человек присутствовали на этом богослужении. 

Морис Керцер

Перед его началом американский солдат пробрался сквозь толпу к Керцеру и объяснил ему, что он римский еврей, десять лет назад отправленный в Америку. С тех пор он не видел родителей и ничего не знал об их судьбе — погибли ли они в лагере или выжили. Солдат попросил Керцера как-нибудь выяснить, нет ли их случайно в толпе присутствующих, Керцер велел ему встать рядом с ним в начале службы, чтобы его все видели. И тут раздался радостный вопль: к ним бросилась женщина. Мать и сын воссоединились перед Ковчегом Завета. 

Впоследствии раввин Морис Керцер стал известнейшим еврейским религиозным и общественным деятелем. Он автор многих книг, среди них «Что такое еврей?», предназначенной тем, кто желает обратиться в иудаизм. Много лет он возглавлял совет по межрелигиозным связям Американского еврейского комитета (АЕК), и в конце 50-х Международный университет в Риме вручил ему золотую медаль Pro Deo за вклад во взаимопонимание евреев и католиков. 

Израэль Золли

Через полгода после описанных событий, 13 февраля 1945 года, главный раввин Рима Израэль Золли принял католицзм, породив грандиозный скандал и смятение среди итальянских евреев. Вплоть до 1956 г. Золли, ныне Эудженио Мария Золли, был профессором в римском университете Сапиенца и Папском библейском институте. Заболев и оказавшись в больнице, он сообщил медсестре, что умрет в первую пятницу месяца, в 15:00. 

2 марта 1956 г., в первую пятницу месяца, он причастился, впал в кому и умер в 15:00.
Добавим, что Морис Керцер публично выступил в защиту Израэля Золли в разгар скандала. А вот сын Мориса Керцера, известный ученый, профессор Дэвид Керцер, специализирующийся на истории Италии и еврейско-католических отношениях, занимает гораздо более суровую позицию, чем его отец, в отношении Ватикана. Его книги «Папы против евреев» и «Папа и Муссолини» вызвали серьезную полемику среди историков.

Неисповедимы пути Господни.

Теги

Похожие статьи