Известно, что Праведники народов мира спасали евреев в чрезвычайных ситуациях, почти всегда рискуя собственными жизнями, что еще раз подчеркивает глубину и величину, необъятный масштаб их подвигов. Приверженные весьма высоким нравственным принципам, эти люди старались протянуть руку помощи тем, кто нуждался в защите и сочувствии, их поведение никак не вписывалось в общую атмосферу ненависти по отношению к евреям в Европе в то время. Сегодня — весьма заслуженно — Праведники и их семьи пользуются рядом льгот на территории Израиля, получают ежемесячное денежное вознаграждение, имеют статус Почетного гражданина еврейского государства. Чтят память праведников и на их родине. Конечно, вряд ли наши герои, юная няня Ида Брунелли и бравый австрийский военный Антон Шмид, задумывались в тот страшный военный период о каких-либо почестях, наградах, они действовали именно так, потому что просто не могли поступить иначе…
***
Юцци Галамбос, красивой танцовщице-еврейке исполнилось 17 лет, когда та влюбилась в 35-летнего венгерского певца Калмана Тота. В 1930 году пара отправилась на гастроли в Италию. Они вели жизнь странствующих художников, творческих людей, переезжая с места на место, от спектакля к спектаклю. К 1935 году у Юцци уже подрастало трое детей. В 1940 году итальянские власти вынудили Калмана покинуть страну, тот вернулся в Венгрию, где его призвали на армейскую службу. Из-за проблем со здоровьем, главу семейства госпитализировали в 1942 году, переписка родных с ним прервалась, о его дальнейшей судьбе ничего не известно. После отъезда супруга девушка осталась одна с тремя детьми в ужасной ситуации. Ее мама, Луиза Галамбос, находилась в Вене, откуда в декабре 1941 года ее депортировали в польский концлагерь.
Какое-то время она общалась с дочерью, но потом, письма от нее прекратились. Юцци начала всяческими способами зарабатывать на жизнь: трудилась переводчицей, давала частные уроки, поселившись с тремя детьми в Тоскане, арендуя угол в глуши, в крестьянском доме, без водопроводной воды. За детьми приглядывала милая девушка, которую мама ребят наняла им в качестве няни. Пятнадцатилетнюю помощницу по хозяйству звали Ида Брунелли. Юцци скрывала от нее свое еврейское происхождение и даже окрестила ребят ради их безопасности. В 1943 году итальянские власти под давлением своего основного союзника приняли решение об окончательном избавлении Италии от присутствия евреев («юденфрай»). Тогда же женщина тяжело заболела сердечной болезнью и скончалась в 1944 году, от стенокардии.
На смертном одре она умоляла Иду ухаживать за обездоленными сиротами, признавшись, что они евреи, передала ей семейные документы. Юная Ида столкнулась с тяжелыми вызовами времени, но не бросила детей, все это время была им мамой и другом. Удивительно, что девочка приняла на себя такую серьезную ответственность и воспитывала отпрысков Юцци без денег, без помощи, сохраняя при этом тайну их еврейства, подвергаясь огромной опасности быть пойманной немцами или итальянской полицией.
В отчаянии няня решила перевезти детей к своей матери Магдалене в Северную Италию, под видом венгерских беженцев, так как в какой-то момент, оказалась не в состоянии в одиночку заботиться о них. Позже обратилась к местному мэру, рассказав ему про сирот. Тот проникся сочувствием и решился помочь. Вскоре троих ребят разместили в различных христианских учреждениях близ Падуи. Ида действовала как единственный опекун детей, регулярно навещала их, они проводили вместе каждое воскресенье. Важно отметить, что на протяжении всей войны Ида Брунелли, неопытная молодая девушка, проявила необычайную, уникальную зрелость, тяжело работала, помня о последних словах умирающей. После войны, при помощи того же мэра, опекунша связалась с солдатами Еврейской бригады, искавшими скрывавшихся еврейских сирот по всей Италии.
Один из солдат, Шломо Роитц, до сих пор хорошо помнит тот летний день 1945 года, когда 18-летняя Ида с тремя подростками появилась в военном лагере в Санто-Коломбо у Сиены. Она сообщила ему, что с ней дети-евреи, описав, через что им пришлось пройти. Солдат оказался чрезвычайно впечатлен смелостью нашей героини, но та не решилась оставлять своих подопечных у военных, желая до конца убедиться, что это полностью безопасно. Целый месяц бродила с детьми из лагеря в лагерь, пока не успокоилась, что те находятся в хороших руках. В 1950 году Брунелли отправила письмо верховному раввину Рима, описав ему всю эту тяжелую историю, и вскоре, итальянская еженедельная газета «Исраэль» опубликовала статью под названием «Вопрос совести». В дальнейшем бывшая няня жила очень скромно, поздно вышла замуж и, не имея своих детей, скончалась в 2008 году. 24 февраля 1993 года Иду Брунелли-Ленти признали в Израиле Праведницей народов мира.
Естественно, отважная девушка не была знакома с бравым австрийским солдатом Антоном Шмидом, таким же героем, бесстрашно помогавшим еврейскому подпольному движению. Он родился в Вене в 1900 году, где его родители владели магазином электроприборов, был женат, являлся отцом единственной дочери. После включения Австрии в состав Третьего рейха Шмид помог еврейским знакомым добраться до чешской границы и бежать. В 1941 году, пребывая в оккупированной Литве, в рамках своей военной службы в Вильно, получил ранг полевого командира.
Их отряд отлавливал дезертиров, а также солдат, которые якобы отстали от своих частей. Военный пункт Шмида располагался недалеко от вокзала. в подвалах гудели мастерские, где трудились евреи, выполнявшие принудительные работы: распиливали железо, ремонтировали обувь немецких военных. Шмид также активно помогал евреям из Виленского гетто: брал на работу наших собратьев, снабжал их поддельными документами. Для некоторых лично приобретал униформу и нужные бумаги, помогал своим еврейским подчиненным переправлять еду в зону заключения, а иногда и сам сопровождал их до гетто, чтобы охрана на входе не конфисковала продукты, помогал им бежать из Вильно в другие польские города.
После многочисленных убийств евреев, происходивших во второй половине 1941 года, он приложил максимальные усилия, чтобы спасти оставшихся. За это время ему удалось помочь оперной певице Аните Адлер, которая встретилась со своим спасителем в Вильно на улице, сообщив ему чудовищную историю о том, что ее мужа похитили, арестовали и поместили в местную тюрьму, откуда заключенных отправляли на массовые убийства в Понары. Антон воспользовался своим влиянием, чтобы Германа Адлера освободили, после этого поселил пару в своем особом тайнике, устроенном в своем же кабинете. Адлер поддерживал связь с членами сионистских организаций в Вильно, которые готовились оказать сопротивление нацистскому режиму. В ноябре 1941 года будущий Праведник народов мира познакомился с Мордехаем Тененбаумом — языковедом, одним из командиров партизанского движения в Польше и Белоруссии в период немецкой оккупации. Они стали друзьями, вместе размышляли и над планом спасения евреев из Вильно путем переправки их на лодках в Скандинавию. Хотя эта задумка так и не была выполнена, Антон помогал сионистским группировкам, предупреждал евреев об опасности, когда проводились рейды гестапо и полиции, прятал активистов в своей квартире.
В то время, многие евреи пытались бежать из Вильно в места, считавшиеся более безопасными. В Белостоке располагалось много предприятий, производивших товары для вермахта, где евреи могли найти работу. В Воронове, к югу от Вильно, не имелось гетто, и Шмид использовал военные грузовики, принадлежавшие его отряду, для доставки евреев в эти места. При этом машины были снабжены табличками о перевозке взрывоопасных материалов, чтобы их не проконтролировали пограничники или солдаты на блокпостах. Первоначально в каждый грузовик было посажено 5-6 евреев, позже, цифра выросла до 20-30.
Обычно нуждавшиеся в помощи в одиночку доходили до отряда Шмида, и тот помогал им скрыться до транспортировки, порой лично отправлялся в гетто, чтобы вытащить заключенных из-под угрозы депортации. В одном из таких случаев Шмид прибыл в одно из мест неподалеку от Вильно, где евреи работали, и взял их с собой, в свой грузовик. Те несчастные, которые не приняли предложение влиятельного австрийца, остались и погибли. В сентябре 1941 года евреев Вильно разделили на две группы. Неработающие, предназначенные для депортации, получили белые бумаги, обрекающие их на смерть, работающие и их семьи — желтые. Шмид привлек как можно больше евреев в свой отряд, чтобы те получили «спасительный» статус и желтые документы. Среди тех, кого он принял, были и нетрудоспособные, он просто хотел помочь, используя свой грузовик для контрабанды некоторых евреев в Белоруссию, освобождал их из тюрем под предлогом того, что нуждается в них как в работниках, позволял доставлять в гетто провиант, прятал обреченных на гибель в подвалах зданий, предупреждал о злодейских планах нацистов по их отлову. В конце 1941 года, сионистские группы Вильно начали отправлять своих членов в Варшаву и Белосток, чтобы сообщить им о резне в Понарах и для создания вооруженных ячеек сопротивления. Такие смелые планы не могли бы осуществиться без помощи Шмида. В декабре 1941 года он отправил в Варшаву грузовик с делегацией из четырех членов сионистских групп, которым было поручено возобновить контакт с еврейским руководством и сообщить об уничтожении еврейских общин в Вильно, в Литве. В начале января 1942-го года Антон перевез 14 членов группы сионистов, включая их руководителя Тененбаума, в Белосток.
К сожалению, вскоре Шмид был арестован, его под пытками выдали схваченные немцами евреи. Наш герой предстал перед военным трибуналом в Вильно 13 апреля 1942 года, его расстреляли. Герман Адлер после войны вместе с женой переехал в Швейцарию, где стал известным поэтом. 22 декабря, 1966 года, Антону Шмиду в Яд ва-Шеме посмертно присвоили звание Праведника народов мира.
Автор выражает благодарность Виталию Шнайдеру, германскому журналисту, поэту и переводчику, за помощь в подготовке материала.