|
Елизавета Юделевич

Тонкий баланс

Режиссер Артем Виткин о секретах израильского кинематографа и о том, как суббота не мешает работать в кино.


– Артем, многие евреи знают вас как автора фильма «Кадиш». Какова история создания ленты?

– Картина «Кадиш» посвящена биографии легендарного раввина Исаака Зильбера, который сыграл ключевую роль в судьбе позднесоветского и постсоветского еврейства в Израиле и на территории бывшего СССР. Это очень известный человек, и когда его не стало, ученики этой легендарной личности, включая раввина Цви Патласа, моего хорошего товарища и коллегу по работе над рядом фильмов, обратились ко мне с просьбой о написании сценария к фильму. Он-то и предложил сделать фильм — посвящение этому замечательному раву удивительной судьбы, и мы приступили к работе. Прежде всего я прочел автобиографическую книгу раввина Зильбера «Чтобы ты остался евреем». Это цитата из письма, написанного его дедушкой в давние времена. Потрясающее издание, рассказывающее о жизни этого человека, состоящее из историй, свидетелем которых он стал. Немало страниц там посвящено теме подпольного соблюдения иудаизма в условиях тоталитарного режима и тотального запрета на религию. Конечно, многое из этого литературного труда не вошло в фильм, но мне мое сценарное образование и опыт позволили выбрать в книге ключевые моменты и снять ленту. 

– Знаю, вы знакомы с известным кинорежиссером Валерием Тодоровским. Каким он показался вам? 

– Мой опыт общения с Валерием Тодоровским исключительно положительный. Это интеллигентный, очень тонкий, весьма деликатный, умный человек, который не бросает слов на ветер, предельно осмотрителен и аккуратен в диалоге, будь то интервью или дружеский разговор . Он истинный специалист своего дела. Как кинематографист, преклоняюсь перед его профессиональным талантом. Тодоровский-младший — один из основателей современной российской киноиндустрии, не только достойный режиссер, но и большой продюсер. 

– Какой жанр кино предпочитаете сами — комедию, драму, боевик, исторические саги, документалистику? 

– Очень люблю смотреть все талантливое и хорошо сделанное, все новое и самое свежее. Обожаю перенимать опыт у своих коллег, ведь в любой качественно сделанной кинокартине есть чему поучиться. А еще, как говорил мой мастер, и в плохом фильме тоже есть что взять на вооружение. Каких-то особых предпочтений жанров в этом плане у меня нет. 


– В каком положении сегодня находится израильское кино, развивается ли оно или пребывает в стадии спячки? 

– Спасибо за вопрос. Постоянно наблюдаю за совершенствованием израильского кино. Последние годы эта сфера искусства на нашей исторической родине активно развивается, что отчетливо прослеживается по ключевым кинофестивалям категории «А», где израильские фильмы занимают призовые места, получают на соответствующих конкурсах главные награды, что не может не радовать. Кроме того, в формате телесериалов для телевидения, для стриминговых платформ Израиль является третьим в мире поставщиком такой продукции. 

Объясню, как это работает. На Святой Земле придумывают сериал, а потом продают данную историю, сам формат, в разные страны. Сегодня во всем мировом сообществе Израиль — страна номер три по рейтингу экспортируемых форматов, и, например, в Германии, в России или в США зрителю не всегда известно, что сериал, который они смотрят, изначально израильский, что вся история и весь замысел принадлежат кинематографистам Израиля. 

– Удается ли вам каким-то образом совмещать светскую жизнь, бурную деятельность кинематографиста с соблюдением религиозных еврейских традиций? Сложно ли удерживать этот тонкий баланс или вы уже привыкли? 

– Тружусь в индустрии кино уже 20 лет, в разных ипостасях. Уверен, что сегодня соблюдение иудаизма не представляет для верующих особого труда, при наличии желания. В наши дни никого не удивишь шабатом и кашрутом. Мои коллеги все понимают, относятся к данному факту довольно лояльно. Никаких сложностей с этим нет. Правда, иногда моя профессиональная деятельность может совпасть с еврейским праздником или шабатом. Тогда приходится планировать свой график таким образом, чтобы в этом не участвовать, в такие моменты меня нет на работе. Досадно, но все под контролем Вс-вышнего, во всем полагаюсь на Него. Только если нахожусь поблизости от мероприятия в командировке, могу, как это происходило в Каннах, не пропустить то или иное кинособытие. Периодически бывая на Каннском кинофестивале, уже много лет совмещаю тусовку и шабат. Именно там его проводят для наших еврейских собратьев-кинематографистов. Таким образом, мне удается не пропустить вечернее мероприятие, уважая определенные ограничения шабата. Если в такие дни предстоят встречи в неформальной обстановке — иногда позволяю себе в них участвовать, а если речь идет о деловых переговорах по конкретному проекту, стараюсь их избегать, как противоречащие духу нашей священной субботы.

Справка

Артем Виткин родился в 1979 году во Владимире. Сценарист, кинопродюсер, режиссер. Окончил ВГИК им. С.Герасимова (2004). Жил в Израиле, изучал Тору при ешиве «Толдот Йешурун». Является одним из авторов и создателей ряда видеоклипов для сайта Толдот.ру.

Похожие статьи