|
Виктор Шапиро
Виктор Шапиро

Дневник из ада

Весной 1944 года она была депортирована нацистами в лагерь смерти, где вся ее семья была уничтожена. Рискуя жизнью, девушка тайком описывала пережитое в Освенциме-Биркенау. Через 14 месяцев она и ее старшая сестра были освобождены. Шинди Миллер-Эренвальд живет в Иерусалиме, дома она хранит дневник, который в последние десятилетия показывала лишь немногим знакомым. Корреспонденты крупнейшей немецкой ежедневной иллюстрированной газеты-таблоида Bild сняли документальный фильм о новом свидетельстве трагических событий.

Семья Эренвальд у своего винного магазина. Большинство изображенных здесь погибли в лагерях смерти

Когда нацисты начали депортации почти 800 тысяч венгерских евреев (из которых 435 тысяч были убиты), Шинди было 14 лет, и она жила со своей семьей в Галанте (ныне Словакия). В небольшом городке (4400 жителей), расположенном недалеко от австрийской границы, проживала многочисленная еврейская община (около 1200 человек), в числе которых была и семья Шинди. Отец, Леопольд Эренвальд (54 года), торговал вином, мать, Цецилия (50 лет), помогала в лавке. Кроме Шинди в семье были еще дочери Йитти (20) и Дори (12), а также братья Рюви (25) и Бери (17). Два старших брата забрали в армию, на Восточный фронт. Шинди училась в седьмом классе и мечтала стать учительницей. Она любила писать и регулярно вела дневник. От войны и немецких солдат Галанта была избавлена до 20 апреля 1944 года, когда на грузовиках появились войска СС. Приспешники Эйхмана грабили еврейские магазины, отнимали жилье и выгоняли людей на улицы. Все евреи отныне должны были носить желтую звезду. Через несколько дней и к Эренвальдам заявились венгерские жандармы: по приказу СС они должны были очистить дома. Родители и дети, бабушки и дедушки могли взять с собой лишь немного вещей. 14-летняя Шинди описывает в своем дневнике, как семья была изгнана из своего дома: «Мы пакуемся. У каждого что-то в руках. Быстрее. Быстрее. Все уже вышли из квартиры. Я быстро бегу назад и оглядываюсь. Я не выдерживаю и снова покидаю квартиру. Дверь громко хлопает. Я слышу, как в замке звякают ключи. К нему приклеивают лист бумаги, на который ставят печать. Я поворачиваюсь – дверь заперта навсегда. Квартиру закрыли, а нас прогнали. Из того места, которое купил мой отец. Часть моего сердца была отколота».

 На этих бланках Шинди продолжала вести дневник

Сегодня Шинди говорит: «Возможно, тогда наши родители понимали, куда нас собираются отвезти. Но мы, конечно, не подозревали, что нас хотят убить».

Венгерские жандармы под руководством СС согнали еврейское население на вокзал Галанты. Здесь были тысячи людей из окрестных деревень и городов. Царят хаос, страх, ужас. Солдаты выкрикивают имена, пишут списки. Отчаявшимся людям приказано выстроиться в ряд. Солдаты охочи до драгоценностей и денег. Они роются в карманах испуганных женщин. Шинди тоже должна встать в очередь. В своем дневнике она описывает пережитое: «Женщины должны входить справа, мужчины слева в маленькую кабинку для обыска. Часть багажа попадает в вагон, остальное выбрасывается. Я хочу вернуть вещи, и в ответ они бросают их мне в лицо. Это не больно, однако нам не возвращают вещи. Мы готовы. Пакуем, что можем, в вагон».

Шинди, ее родителей, дедушек, сестер и братьев загоняют в вагоны для скота. Шинди садится на пол и записывает в дневник, который она прячет под платьем: «Сорок пять! Это наш номер. Мы садимся. Мы приготовили воду в ведре для поездки. В четверть пятого вагоны закрываются. Свет проникает только через четыре маленьких окошка. Внутри это уже действительно похоже на тюрьму с заключенными». К вечеру поезда покидают Галанту. Первая цель — Эршекуйвар (ныне Нове-Замки, Словакия). Там находился сборный пункт для дальнейшей транспортировки в лагерь уничтожения Освенцим-Биркенау, расположенный примерно в 350 километрах.

На этом клочке бумаги Шинди описала свою депортацию в Освенцим 

Перед Шинди Миллер-Эренвальд лежат на столе 54 пожелтевшие страницы. Наполовину разорванные бумажки, другие, размером с открытку, плотно исписаны девичьим почерком. Это 54 страницы невероятного ужаса. Осторожно взяв одну из страниц в руки, Шинди тихо сказала: «Я просто удивляюсь, как мне удалось все это написать. Сегодня кажется, что это было невозможно. Там было так опасно. И все-таки я писала». Сначала на бумажных страницах, потом, будучи подневольной работницей на оружейной фабрике, она тайком и с опасностью для жизни заносила свои записи на табельные карточки. На этих 52 карточках оружейной фирмы «Карл Диль» и еще на двух листках Шинди описала свои драматические переживания. И вот сегодня, 75 лет спустя, она публикует свой дневник: «Только сейчас я готова рассказать миру историю из своего дневника. Скоро я умру и не хочу, чтоб были забыты люди, которых убили».

Журналисты Bild Петер Хелль и Кристин Валь в гостях у Шинди в Израиле

Сын подруги связал Шинди с фоторепортерами Петером Хеллом и Кристин Уолл. Чуть позже журналисты впервые посетили Иерусалим, и 90-летняя израильтянка, разрешила им посмотреть записи. Затем последовали еще два визита. Примерно через год после первой встречи в Иерусалиме вышел 35-минутный документальный фильм о дневнике Шинди. В течение года съемочная группа побывала в Израиле и в местах ведения дневника в Польше, Венгрии и Словакии. В архивах, были собраны более подробные сведения о судьбе Шинди и ее семьи. Три выдающихся актера были приглашены для озвучивания документального фильма. Айрис Бербен (69) синхронизирует Шинди, за молодую Шинди текст произносит Леа Ван Акен (20), сыгравшая главную роль в фильме «Дневник Анны Франк» (2015), Кристиан Беркель (62) — ведущий документального фильма. Айрис Бербен сказала: «Мы заново ощущаем этот ужас, пережитый молодой девушкой, читая ее дневник. От этого становится так ощутимо больно».

Дневник сегодня можно увидеть в Германском историческом музее в Берлине, где открылась выставка к 75-летию освобождения концлагеря Аушвиц-Биркенау. В дополнение к оригинальным экспонатам будет показан фильм «Дневник Шинди», созданный Bild.


Похожие статьи