Рав Михоэль Пиковский о раввинах – друзьях и наставниках – и учениках, приносящих им пользу.
– Всегда ли существует обратная связь между учителем и учеником? Каждый человек — некий индивидуум, целая планета, и надо очень постараться, чтобы один мир грамотно повлиял на другой.
– Обратная связь между учителем и учеником обязательно существует, наставник стремится грамотно передать свои знания, а ученик должен правильно их воспринять. Возьмем пример Мишны и Талмуда: изначально раби Йехуда Ха-Анаси записал Мишну в очень краткой форме, вроде конспекта, при этом сумел вложить в нее всю суть устной Торы. Мудрецы его и более поздних поколений удивлялись тому, что за каждой буквой скрывается целая идея, что от простого предлога или порядка слов зависит понимание всего вопроса. Обратная связь здесь проявляется еще и в том, что зачастую ученик, углубившись в слова учителя, способен раскрыть уникальные знания и мудрость, о которых педагог даже не упоминал. Кроме того, задавая вопросы репетитору, второй участник образовательного процесса провоцирует преподавателя на лучшее понимание темы и оттачивает остроту профессорского ума. Потому ученики, несомненно, приносят пользу своему наставнику.
– Раввин (от др.-евр. רבי» — господин мой», «учитель мой») — ученое звание в иудаизме, обозначающее квалификацию в толковании Торы и Талмуда, — читаем мы в Википедии. Можно ли считать раввина своим другом или это какой-то высший духовный сан?
– Раввин имеет ученую степень, не обладая при этом духовным саном. Это человек, который должен соответствовать определению «талмид хахам» — мудрый ученик. То есть, с одной стороны, он должен обладать глубокими познаниями Торы, с другой — оставаться в статусе личности, регулярно повышающей свой образовательный уровень. Настоящим раввином считается индивидуум, обладающий высокими моральными принципами, требовательный к себе в вопросах соблюдения Торы и заповедей, благочестия. Также раввину важно получить смиху — полномочия выносить решения в вопросах еврейского закона — Галахи, то есть решать, что кошерное, а что нет, советовать, как правильно поступить в той или иной ситуации с точки зрения Торы. Факт получения смихи значим тем, что поддерживает связь с изначальным источником. Моше в свое время передал право учить народ Торе своему ученику Йешуа бин Нуну, и данная цепочка не прерывается по сей день. Для того чтобы мы прислушивались к мнению такого человека, нам надо быть уверенными не только в его познаниях, но и в степени его богобоязненности — иначе как понять, что логика разума не уведет его в сторону от путей Творца?
Гордо нося звание «учителя в народе Израиля», он постоянно находится под пристальным взглядом других евреев. При этом раввин — такой же человек, как все остальные, ему не запрещено дружить, учиться у более компетентных коллег. Существуют разные уровни раввинов, в зависимости от их полномочий. В принципе, любому молодому человеку неплохо было бы получить смиху, пусть и начального уровня, чтобы являться раввином хотя бы в своей семье. Однако если речь идет о том, чтобы стать раввином общины или города, то потребуется долгая практика, помогающая начинающему религиозному деятелю научиться решать вопросы любой сложности.
– Может ли учитель, по законам иудаизма, признавать свои ошибки, или это является позором и некомпетентностью?
– Учитель обязан признавать свою ошибку, если таковая имела место. Как можно называть себя мудрецом, если не пытаешься всеми силами стремиться к истине?! Любой человек может быть неправ. И здесь стоит учесть два момента: когда учитель признает ошибку, это может уронить его авторитет в глазах учеников, но если игнорировать ее, то что будет со знаниями подопечных такого наставника?! Ведь просчет в каком-нибудь важном вопросе способен исказить в глазах ученика восприятие остального материала. Все это накладывает на репетитора колоссальную ответственность, ему следует весьма тщательно проверять свои знания и то, что он говорит. Погрешность может произойти не только на уровне знаний учителя, но и в процессе передачи материала своим воспитанникам, так как недостаточно грамотно сформулированная, но при этом верная мысль может быть понята неверно. И хотя наличие ошибки — не самый хороший, добрый знак, педагог, умеющий признать свою неправоту, окажется в конце концов ближе к истине.
Беседовала Яна Любарская
Элазар Нисимов, раввин общины «Байт Сфаради»
Не только получать
Действительно очень важно, чтобы была обратная связь между учителем и учеником, и в большинстве случаев эта связь устанавливается, что естественно. По сути, самый легкий путь приобретения знаний — это принять их от кого-либо. Но замечу, что и учитель без обратной связи — уже не учитель.В иудаизме учителям уделяется особое внимание. Называют их по-разному, но назначение их одно — получать и передавать. Во все времена они от своих учителей получали, а своим ученикам передавали знания. Естественнее этого процесса ничего нет, это классическая форма обучения.
Таким именно путем до нас дошла Тора? Или были еще другие формы передачи? Да, были. Одна из них — служение мудрецам (шимуш рабаним). Что это означает и как можно таким способом изучать закон? Сказано в Талмуде (Трактат «Брахот» 7б): «Служение мудрецу больше, чем изучение с ним Торы». Читаем в Книге Царей II: «И сказал Йеошафат: «Нет ли здесь пророка Г-сподня, чтобы нам вопросить Г-спода через него?» И отвечал один из рабов царя Израильского: «Здесь Элиша, сын Шафата, который лил воду на руки Элияу» (3:11). Из написанного мы видим, что Элиша, не будучи учеником Элияу, лишь прислуживал ему, что со временем не помешало ему стать одним из великих пророков. Этот пример учит нас, что служение мудрецам Торы важнее, чем изучение закона через них.
Есть и другие виды обратной связи — это когда ученик приносит пользу своему учителю. И сказано в Талмуде (Трактат «Таанит»): «Много Торы выучил я от своих учителей, еще больше от напарников по учебе, но больше всего — от своих учеников».