Еврейский портал Германии Judische Allgemeine пытается разобраться, не является ли наблюдаемая среди ультраортодоксальных женщин тенденция скрывать не только волосы, но и лицо, подражанием нееврейским обычаям, что запрещено Галахой.
В последние два десятилетия в Израиле, в ортодоксальных кругах часто можно заметить женщин, закутанных с головы до ног и одетых в https://ru.wikipedia.org/wiki/Бурка_(одежда)">бурку. В качестве образцов для подражания они ссылаются на еврейских праматерей.
Эта тенденция, наблюдается с началом Второй интифады в 2000 году – и среди мусульман и среди евреев, как выражение их нравственности и благочестия. Некоторые даже видят в этом скрытый диалог между женщинами двух религий. По оценкам, бурку носят женщины в 50-80 иерусалимских семьях. Данных из других ультраортодоксальных общин, например, Бней-Брака или Бет-Шемеша пока нет.
Участниц группы «Скромные жены» в Бет-Шемеше иногда называют «Жены Талибана», их узнают по черному плащу, ниспадающему до пола, похожему на шиитскую чадру. Большая часть ортодоксального истеблишмента отвергает их понимание законов скромности и вытекающих из них правила одежды, хотя некоторые ортодоксальные женщины не могут удержаться и подражают этой группе. Как ни странно, «Скромные жены» находят сторонниц и среди феминисток, которые, рассматривают маскировку облика как наглядное выражение женского самовластия и убеждены, что такое понимание женской скромности ведет к духовному возвышению.
Скрывать лицо вуалью – давняя традиция в Средиземноморье и Месопотамии, в современном Ираке, а также на Аравийском полуострове. Еще Хаммурапи, царь Шумер и Акад, установил своим знаменитым кодексом 1754 г. до н.э., что замужняя женщина может покидать дом только сокрывая лицо. Ассирийские законы (1500-1200 до н. э.) ввели четкую социальную градацию: лишь женщины высшего сословия обязаны были носить чадру на людях. Наложницы имели право надевать вуаль только в случае вступления в брак. Женщинам, которые незаконно скрывали лицо, грозило драконовское наказание: публичное обнажение и отрезание ушей.
Публикация ассирийских текстов в 1950 году породила в научном мире многочисленные спекуляции на тему происхождении женской вуали, а также бурные дискуссии о том, когда она впервые вышла на подиум истории. Но в одном все сходятся: Тора не содержит заповеди, обязывающей еврейских женщин прятать лицо. Только в нескольких местах встречается упоминание о покрывале: когда Ривка, встречает Ицхака, ее будущего мужа (Бытие, 24,65), и в истории Иегуды и Тамар, которая скрывает своё лицо, чтобы скрыть свою истинную личность (38, 5-14). Вуаль также упоминается в книге Йешаягу (Исайи): пророк творил во второй половине 8 в.н.э. Предсказывая разрушение Иерусалима, он описывает горькую судьбу «дочерей Сиона, которые надменны и ходят с вытянутой шеей» (3,16), но будут лишены в день разрушения своих украшений, включая «серьги и браслеты, и вуаль» (3,19).
В 1954 году британский ученый Эмиль Марморштейн (1909-198
3) в своей статье «Вуаль в иудаизме и в исламе» утверждал, что покрывало ещё в доисламскую эпоху было широко распространена среди еврейских женщин. Марморштейн в своем тезисе также опирался на поэзию времен «Джахалии» (арабское обозначение первобытной дикости и невежества, предшествующей принятию ислама). У ученого мы читаем следующие описания: «в синагогах Багдада, до роспуска исторической общины, женская зона была заполнена закрытыми, плотно закутанными фигурами, большинство из них в черном, некоторые из пожилых женщин в «изаре», объемистом, тяжелом одеянии шафранового цвета, которое покрывало их с головы до пят. Глаза скрыты от «хилуль», как называется осквернение еврейском диалекте».
Кроме того, у Марморштейна говорится, что еврейки и христианки сбросили свои цветные и богато украшенные покровы и вместо этого приняли простую «абу», черную накидку своих сестер доминировавшей исламской веры, как знак национального единства, за исключением пожилых женщин, которые упорно отказывались носить «абы» мусульман. Марморштейн сделал вывод, что ношение вуали или плаща само по себе не может быть истолковано как символ общественной ассимиляции.
В 12 веке Маймонид, известный также как Рамбам, в своем галахическом труде «Мишней Тора» писал об «обычаях скромности» для женщин: «Если женщина совершает одно из следующих действий, то это будет расценено как нарушение еврейской веры: она идет на рынок или на улицу с открытостью с обеих сторон, не покрывая голову полностью. То есть волосы ее прикрыты платком, но не плащом, как носят неевреи». Когда Рамбам писал эти строки, он жил в Египте, то есть в мусульманской среде. Рабби Йосеф Каро (1488-1575) в своём галахическом труде «Шульхан Арух» соглашается с Рамбамом.
Несмотря на то, что заповедь полного облачения не вошла в Галаху, еврейки во многих местах принимали ее как социальную норму своей среды, как обычай или традицию, которые иногда пропагандировались раввинами. Чтобы подкрепить свою позицию, в Израиле «Скромные жены» и их сторонники распространяют в своём кругу листовки и постеры с фотографиями. На фотографиях изображены женщины, молящиеся у Котеля в Иерусалиме. Они носят платки на голове и на плечах, скрывая свои фигуры. Кроме того, некоторые из них носят одежду, похожую то ли на халаты, то ли на пальто. При этом они ссылаются на художественные изображения одежды библейских праматерей Сары, Ривки, Рахели и Леи.
«Скромные жены» твёрдо убеждены, что еврейский народ сохраняется, потому что не меняет ни своего имени, ни языка, ни одежды (иврит: Шем, Лашон, Мальбуш). Начальные буквы этих слов составляют ивритский корень שלם - «Шалем», который можно перевести как «полнота», «цельность». Понятие «Шалем» восходит к Акиве Йосефу Шлезингеру (1838-1922), почитаемому ортодоксальному раввину, жившему в Прессбурге, нынешней Братиславе. Рав Шлезингер – автор книги «Лев ха-Иври» («Ееврейское сердце»), в которой он комментирует последнюю волю рабби Моше Шрайбера – Хатама Софера. Шлезингер поднимает тему нравственного дресс-кода до центрального правила жизни, потому что оно служило сохранению еврейской идентичности.
Подражание облику библейских праматерей не рассматривается «Скромными жёнами» как нарушение галахического запрета носить одежду нееврейского окружения. Поддержку их позиции можно найти у Овадьи Йосефа (1920-2013), бывшего главного сефардского раввина Израиля, утверждавшего, что «арабские женщины учились у наших праматерей».
Ортодоксальный иерусалимский раввин-модернист Раэль Берковиц говорит, что еврейские женщины, носящие бурку, не следуют точке зрения нормативной Галахи. «Открытое женское лицо не может галахически рассматриваться как "нагота".» Берковиц в своих рассуждениях также ссылается на Рамбама: «он говорит, что появление на людях с вуалью было обыденным выражение скромности для "дочерей Израиля".» Но тогда это было общественной нормой мусульманской страны, в которой он жил.