|
Яна Любарская
Яна Любарская

Отважный архиепископ и «Список Курцбаха»

Звание «Праведник народов мира» присваивается с 1953-го года специальной комиссией израильского мемориального комплекса «Яд Вашем». Безусловно, о таких людях нам необходимо знать как можно больше, ведь и по сей день, спустя многие годы, их отважные подвиги во имя еврейского народа не потеряли своей актуальности, свежести, ценности и значимости. 

Из таких спасителей, во всем мире наиболее известен Оскар Шиндлер — немецкий бизнесмен, спасший более тысячи евреев из лагеря Плашов, устроив их работать на свою фабрику. Однако, о французском кардинале Жюль-Жеро Сальеже или о немецком офицере Герхарде Курцбахе, о которых далее пойдет речь, слышали немногие. Будущие Праведники народов мира неизменно жертвовали собой, ради поддержки преследуемых, делали все возможное и невозможное, лишь бы укрыть их от верной гибели.


Жюль-Жеро Сальеж — французский кардинал, епископ Гапа с 29 октября 1925 по 17 декабря 1928, архиепископ Тулузы с 17 декабря 1928 по 5 ноября 1956, кардинал-священник с 18 февраля 1946, с титулом церкви Санта-Пуденциана с 17 мая 1946. А еще, мужчина являлся активным и энергичным сторонником евреев, старался улучшить положение в лагерях для интернированных юго-западной Франции. 

Уже 23 ноября 1941-го года, епископ Сальеж направил гневное письмо местным властям против их отношения к евреям. В своем пастырском послании он публично выступил против антисемитской политики нацистской Германии и вишистского правительства Франции, хотя остальные франко - католические иерархи молчали или даже поддерживали столь неблагоприятные тенденции. Жюль-Жеро прекрасно знал о первых депортациях в августе 1941-го года из лагерей для интернированных в очаги смерти. 

В воскресенье, 23 августа 1942 года, священники во всех церквях архиепархии Тулузы издали следующее открытое протестное письмо: “Женщины и дети, отцы и матери, к которым относятся, как к скоту! Члены разбитых семей, приговоренных к смерти... В наших церквях больше нет права на их убежище. Почему мы ведем политику уничтожения своих граждан?! Евреи – такие же люди, нельзя безгранично издеваться над ними, это такая же часть нашего общества, такие же наши братья, как и все остальные». Уже на второй день документ стал ярким антинацистским манифестом. Членами французского Сопротивления были изготовлены сотни тысяч его копий.


Историки считают, что протест Сальежа значительно способствовал формированию определенного общественного мнения во Франции, послужив отправной точкой для практических действий, которые должны были привести к провалу антисемитской политики французской жандармерии и оккупационных властей. Сальеж приказал своим подчиненным прятать евреев, особенно еврейских детей в своей епархии, являлся координатором спасения обреченных в Тулузе. Надо отметить, что городской префект оказывал мощное давление на нашего героя и сочувствующих ему. Бесстрашным священникам и самому нашему герою всячески препятствовали в их спасительной работе, но Жюль-Жеро мужественно сопротивлялся этому противодействию. Позже, злодеи попытались нанести ущерб его репутации, испортив авторитет, опубликовав против него ряд мерзких пасквилей, но и это не возымело никакого действия. Потерпев фиаско, нацисты и местные французские власти не осмелились более серьезно наказать католического главу, который по-прежнему оставался бодрым и энергичным, несмотря на свой преклонный возраст и состояние здоровья. 8 июля 1969-го года, он был признан мемориалом Яд-ва-Шем Праведником народов мира.

Всему миру заслуженно известно имя Оскара Шиндлера, а вот список немецкого офицера Вермахта Герхарда Курцбаха — гораздо скромнее, причем осведомлены о нем совсем немногие, хотя этот человек спас от депортации и смерти несколько сот узников Бохнинского гетто.


Герхард Курцбах родился в 1915-м году в Познани. В 1919-м году, после Первой мировой войны, Познань примкнула к Польше, а семья Курцбаха, вместе с другими немецкими семьями, покинула город и поселилась в Нижней Силезии, в Бунцлау. Позже, способный к ремеслу юноша получил образование механика в мастерской отца. В августе 1939-го года, за месяц до нападения Германии на Польшу, он был направлен в вермахт, служил в артиллерии. В мае 1941-го года, как истинный профессионал своего дела, будущий Праведник был отозван с фронта и переведен в город Бохня, расположенный в 40 километрах восточнее Кракова, где ему поручили заведовать ремонтной мастерской для военных автомобилей. 


До Второй мировой войны в Бохне насчитывалось около 3500 евреев, составляющих 20 процентов населения. Их жестокие преследования начались сразу после захвата города немцами. В июле 1941-го года там было создано Бохнинское гетто, куда добавили евреев из окрестных районов. Таким образом, число живущих в этом месте заключенных достигло 5000. Первая депортация евреев в лагерь смерти Белжец произошла в период с 25-го по 27 августа 1942-го года, на месте разрешили остаться лишь определенным, работающим жителям гетто, чьи удостоверения были снабжены особым штампом. Вторая смертельная акция состоялась там же 10 ноября 1942 года, и в ее ходе было убито 70 человек в самом гетто или на близлежащем кладбище, других выслали в лагерь уничтожения. При этом, немалое количество евреев гетто трудилось в парке транспорта Курцбаха. 

Позже, после войны, выжившие заявили, что Герхард помогал им и защищал, прятал евреев в мастерской во время облав. Они вспоминали, что когда тот заезжал на территорию гетто и собирал людей, то обычно грубо кричал на них. Позже, спасенные им поняли, что нарочитая грубость являлась необходимой маскировкой. Однажды, начальник мастерских неожиданно потребовал некоторых евреев к себе, якобы для работы в ночную смену, но утром оказалось, что в ту ночь людей забирали на депортацию. 

Зеев Якубович, переживший несколько лагерей после Бохни, вспоминал: “Когда мы узнали о депортации, смогли спрятаться в убежище, остальных членов моей семьи отвезли на поезд. Один из моих дядей занимался ремонтом автомобилей. Вскоре, он приехал на вокзал с начальником мастерской, немцем Курцбахом. Герхард снял с поезда 200 евреев под предлогом того, что они срочно нужны ему для починки транспорта, среди них были и мои родители. Всех нас он отвез на армейский склад. Таким образом, 200 евреев были возвращены в гетто, и снова каждый день ходили на работу. 

Гретта Жонклер 1908 года рождения также рассказывала о своем спасителе с невероятным теплом и добром: «В июле 1942-го года началась депортация, а до этого мы слышали о лагерях смерти, предполагая, что та же участь ждет и нас. Мой муж устроил в нашем доме тайник. В субботу он ушел и не вернулся, а я оставалась в укрытии три дня, с двумя детьми, куском хлеба и килограммом сахара, ведром воды. В пятницу нас вытащил оттуда мой дядя, инженер Якубович с немецким унтер - офицером Курцбахом, который возглавлял мастерские по ремонту военной техники. Вообще, этот немец спас еще несколько сотен еврейских семей. За нами прибыла санитарная машина, в ней оказались моя сестра и другие евреи, скрывавшиеся до этого на кирпичном заводе. Нас всех доставили на другое предприятие, где пряталось еще несколько сотен моих собратьев, там мы оставались в течение недели, получая питание. Через неделю, я с сестрой и семьей своего дяди, инженера Якубовича, вернулась в гетто, узнав, что моего мужа отвезли в лагерь смерти. Курцбах отправился туда, вернув супруга к нам. Мы все находились в гетто до 1 августа 1943 года, пока не началась его ликвидация».


«Поведение одного из немцев первого рейда казалось образцовым!» — обсуждали после войны выжившие. – «Его фамилия была Курцбах. Он якобы забирал евреев по поручению вермахта, чтобы те трудились в мастерских, а вечером возвращал их в гетто. За день до отправки в лагеря смерти, всегда запирал своих рабочих в мастерской, защищал их таким образом от пересылки».

В марте 1943-го года Курцбаха внезапно уволили с должности и отправили на Восточный фронт. В мастерские тогда прибыли офицеры, немец был разоружен и уехал с ними. Многие полагают, что начальство его понизило, заподозрив неладное.

Последнее сообщение Курцбах отправил своей семье из Румынии в 1944-го году, сегодня он числился пропавшим без вести, его судьба неизвестна по сей день, но согласно немецким архивам, Герхард скончался в 1945-м году, в советском лагере для военнопленных, в возрасте тридцати лет. Перед войной он женился, став отцом маленькой дочки.


19 декабря 2011-го года, Герхард Курцбах был признан Яд ва-Шем Праведником народов мира. Его дочь рано ушла из жизни, поэтому на торжественную берлинскую церемонию вручения награды, от имени деда, приехали его внук и внучка.

Автор благодарит за подробные консультации по материалу германского журналиста, поэта Виталия Шнайдера.

Похожие статьи