|
Аснат Эстрина
Аснат Эстрина

Кшиштоф Пендерецкий: христианин, сочинявший еврейскую музыку

29 марта в возрасте 86 лет скончался всемирно известный польский композитор Кшиштоф Пендерецкий. Его по праву называют величайшим композитором современности. Произведения Пендерецкого исполняли самые знаменитые музыканты, его музыка звучит в фильмах «Сияние», «2001. Космическая одиссея», сериале «Твин Пикс».

Пендерецкий не был евреем, но он неоднократно говорил о том, что на него оказали значительное влияние не только еврейская музыка, но и еврейское мировоззрение. Об этом пишет американское издание Forward.

Композитор объяснял, что этот интерес идет из детства. Он родился в Дембице. В этом городе, расположенном на юго-востоке страны, жила большая еврейская община. Дом Пендерецких находился рядом с еврейским кварталом, маленький Кшиштоф рос, слушая разговоры на идиш, молитвы кантора, музыку еврейской свадьбы.

Он стал свидетелем немецкой оккупации 1939 года, видел, как ликвидировали еврейское гетто, а его жителей увозили на смерть. Много лет спустя в интервью польскому радио Пендерецкий сказал: «Странно, что после всех этих лет музыка, которую я когда-то слышал, возвращается. Клейзмерские мотивы звучат в двух моих произведениях: “Секстет” и “Кончерто гроссо”».

Еврейские темы и мотивы появились уже в ранних произведениях Пендерецкого, например, в 1958 году он написал композицию «Псалмы Давида», на стихи великого польского поэта XVI века Яна Кохановского. В другом произведении того же времени, «Строфы», наряду с греческими и персидскими стихотворениями звучал и иврит.

Но самым «еврейским» сочинением Пендерецкого считается «Кадиш» — кантата из четырех частей, в которой использованы произведения Авраама Цитрина, погибшего в Освенциме, вместе со стихами из книг пророков Иеремии и Даниила. «Когда я писал эту музыку, — рассказывал Пендерецкий, — я вспомнил молитвы, которые пели в Восточной Галиции, Украине и Румынии. Мой покойный друг Борис Кармели пел мне разные мелодии, которые знал еще его дедушка, поэтому они пришли к нам из середины 19 века». Пендерецкий посвятил свой «Кадиш» «Абрамам из Лодзи, которые хотели жить, полякам, которые спасали евреев». Мировая премьера произведения состоялась в рамках церемонии в день 65-й годовщины ликвидации Лодзинского гетто.


Именно Пендерецкому мэрия Иерусалима заказала симфонию, посвященную 3000-летию города. Так были созданы «Семь Ворот Иерусалима».

К теме Холокоста Пендерецкий неоднократно возвращался. К открытию памятника жертвам Освенцима он написал ораторию, которая вошла в мировую музыкальную сокровищницу под названием «Оратория Освенцима». Сначала этот заказ получил композитор Генрик Горецкий. Но он не смог закончить работу: тема показалась ему «слишком ужасной».

В 1986 году, после концерта в Карнеги-холл, критик «Нью-Йорк Таймс» Бернард Холланд написал, что композитор «лучше других умеет передать чувства тревоги, предчувствия и депрессии». Возможно, именно это умение помогло композитору- христианину так глубоко понять суть еврейской души и отразить ее в своих произведениях.

Похожие статьи