Леонид Шварцман: «Авторство Чебурашки я доказать не смог»

Этим летом Леониду Шварцману - создателю легендарных отечественных мультфильмов про крокодила Гену и Чебурашку, про котенка по имени Гав, про 38 попугаев, про дядю Степу - милиционера, про варежку, обезьянок и многих других исполнится 100 лет (!!!). Патриарх киностудии «Союзмультфильм», работавший там режиссером и художником, до сих пор не растерял детскую наивность, помноженную на юношеский задор. В этом «Экспресс газета» предлагает вам, друзья, убедиться, прочитав интервью с Леонидом Ароновичем.

- Юбилей у меня только в конце лета, еще дожить надо, - добродушно рассмеялся в телефонную трубку Леонид Шварцман. -  Моей супруге в сентябре исполнится 95 лет (Татьяна Владимировна Домбровская - его коллега по студии «Союзмультфильм». - Я. Г.),  в следующем году будет 70-летие с момента нашего бракосочетания (эта дата в народе называется «благодатной свадьбой». - Я. Г.). Тоже дата круглая. О дне рождения вообще не думаю. Может, родные придут, посидим, отметим. Быстро жизнь пролетела: раз - и 100 лет. Добрался с начала и до конца. Я еще бодр, все помню, хожу. До карантина гулял. У меня всегда был спокойный характер, вот врагов и не нажил. Тяжелыми недугами не страдал. Кому сколько наверху отпущено, тот столько и проживет. А вообще я неверующий человек, так наше поколение воспитали. Стараюсь не принимать всякие мелочи близко к сердцу и оставаться человеком.

- Большинство вашему долголетию позавидуют. Поделитесь рецептом.

- Уже 90 лет  я по утрам делаю легкую зарядку, что и всем советую. Раньше бегал трусцой, ходил на лыжах, любил велосипед, плавал в море или бассейне. Ем полезные вещи. Люблю сырые овощи больше, чем фрукты. Сладким не увлекаюсь. Не пил особо, лишь изредка в хорошей компании и по большим праздникам. Но вот до 75 лет курил. А потом бросил. Но главное, что я всю жизнь для детей работал - был мультипликатором с 1948 года. А значит, с интересом провел жизнь.


С супругой Татьяной Владимировной мультипликатор живет на окраине Москвы в малогабаритной двушке. Фото: Facebook.com

- А у вас есть дети?

- Нет, Бог не дал. Так что вдвоем с Таней доживаем свой век в двухкомнатной кооперативной квартире в Измайлове, которую давно уже купили. Машины и дачи нет. Раньше любили путешествовать, мир удалось посмотреть. Сейчас у нас с женой есть помощница по хозяйству. В нашем возрасте ежедневная поддержка нужна.

Я родился в Минске в бедной семье, но нам всего хватало. Главное, что родители дарили уважение и любовь. Потом в Ленинград переехал, где учился в школе Академии художеств, а чтобы выжить, устроился на Кировский завод. Во время блокады там токарем работал. В 1941-м нас эвакуировали в Челябинск. Это и спасло, видно, мне жизнь.

Токарем работал всю войну, а когда узнали, что я художник, предложили еще и оформлять завод.  После Победы приехал в Москву, услышав, что во ВГИКе открылся художественный факультет. Моя курсовая работа «Буратино» очень понравилась, и меня сразу взяли ассистентом на «Союзмультфильм». Несмотря на пятый пункт - я еврей, у меня никогда не было желания уехать за рубеж. Я люблю свою Родину.

К деньгам равнодушен. Помню, во время поездки в Чехословакию на всю обменянную валюту купил фломастеры. Тогда их в СССР почти не было. Хорошо жена не обиделась, что ей ничего не привез. Зато такие наброски великолепные тогда сделал, что они до сих пор у меня хранятся.


Пучок для Шапокляк Шварцман «позаимствовал» у тещи - Нины Домбровской, которая преподавала иностранные языки в московской спецшколе (среди ее учеников сын Иосифа Сталина Василий). Фото: Facebook.com

«Седой пучок для Шапокляк взял у тещи»

- Расскажите о своих любимых женщинах.

- Женщин вокруг было много, но я последние 70 лет люблю одну - свою Таню. Давно понял, что лучше стареть с родным человеком, чем с «внучкой», как сейчас снова модно.  Так было во все времена: у богатых стариков юные барышни, но я небогат, с меня брать нечего.

Нас с Таней познакомила на студии моя приятельница, уже спустя полгода поженились. А что тянуть, раз понял, что нашел своего человека? Татьяна Владимировна - мультипликатор, ассистент режиссера.  Ее отец - русский, Владимир Романов, а мама - полька, Нина Францевна Домбровская. У тещи моей, кстати, я взял для Шапокляк седой пучок волос. А все остальное дорисовала моя фантазия. Когда женился, родителей давно не было в живых: отца сбила машина в 1934 году, мама погибла во время блокады Ленинграда в 1942-м. Старший брат Наум служил в войсках ПВО. Еще была сестра Генриетта. Но их уже нет в живых. Скончался и единственный сын сестры, а сын брата Александр, мой племянник, в Екатеринбурге живет. Он отличный врач.

- Кто-то из ваших друзей был репрессирован при Сталине?

- Художник Георгий Храпак (его фронтовые рисунки и графические серии экспонировались на всех выставках военного времени. - Я. Г.). Он шел на встречу с приятелями и увидел, что от дома, где компания условилась собраться, отъезжает машина.  Стал им махать: мол, подождите, меня забыли! Машина остановилась, и его тоже забрали. Домой вернулся через десять лет. Вот такая мерзкая правда жизни. Тогда люди часто доносили друг на друга, могли посадить даже за анекдоты, которые все друг другу рассказывали. А у меня легкомысленный характер, я не влезал никуда. И меня миновала чаша сия.


Успех Чебурашки стал сюрпризом даже для самого писателя. Фото Бориса Кудрявова

- Правда, что в свое время у вас случился скандал с писателем Эдуардом Успенским?

Успенский создал образ Чебурашки как писатель, а я его нарисовал как художник. Режиссер Роман Качанов как-то мне рассказал, что был в гостях. И сын его друга читал книгу Эдуарда Николаевича о крокодиле Гене. Качанов тоже посмотрел книгу, она ему показалась забавной, вот он мне и предложил сделать мультфильм…

Успенский, мягко говоря, сложный человек. Он не любил идти на компромиссы. Когда мы работали по его книге, не появлялся на студии, не принимал участия в создании образов своих героев. Правда, вместе с Качановым писал сценарии для каждого из трех фильмов: «Крокодил Гена», «Шапокляк» и «Чебурашка». А все визуальные персонажи - моих рук дело. Потом мастера-кукольники по ним создали героев. Куклы имели металлический каркас. Он позволял делать всевозможные движения глазами, руками, ногами.  Именно этот образ и полюбил весь мир. Никаких отчислений я не получал. Даже от Японии, где герои очень полюбились. Правда, мы с одной художницей проиллюстрировали книгу о крокодиле, которую издали в Стране восходящего солнца, и гонораром, хотя он оказался  не такой большой, были очень довольны.  Больше материальных вознаграждений, кроме  зарплаты в «Союзмультфильме», я не получал.

Я знал, что склочный, недобрый и завистливый Успенский со многими судился. Я не смог доказать авторство Чебурашки. Но мне это совсем не надо было. Смешно и нелепо, что Чебурашка «сам появился». Из ниоткуда! Что теперь говорить-то.  Нужны ли Успенскому деньги на том свете? А вот память, которая останется после нас, важна.

- Вы думаете о вечном?

- Пока жив, думаю о жизни. А смерть неизбежна. Что нас там ждет, узнаем, когда придет  черед. Людям свойственно бояться смерти, болезни, боли. Это в любом возрасте происходит, и это страшное испытание. А сейчас главное, чтобы были здоровье и жена рядом. А остальное у меня и так есть.

Яна Гордеева

Источник: Экспресс-газета

Похожие статьи