|
Яна Любарская
Яна Любарская

Психотерапевт Катя Кацман: «Ссориться надо правильно»

Катя Кацман — израильтянка, семейный психотерапевт и сексолог, магистр клинической социальной работы.

Выпускница Тель - Авивского, Ариэльского и Бар-Иланского университетов, она более десяти лет проработала в муниципальной службе и на станции семейного консультирования и психотерапии на Святой Земле. С 2006-го года занимается частной практикой, принимает людей в городе Петах-Тиква, взаимодействуя он-лайн с клиентами со всего мира.

Наша героиня - лектор Еврейского образовательного проекта Лимуд FSU и площадок «Прямая речь», «Сноб», постоянный гость и эксперт на израильском радио и ТВ и радио, автор статей в интернете и печатных изданиях.

***

- Катя, недавно вы встречались с прихожанами московской Хоральной синагоги. В рамках местного «Женского клуба», провели тренинг: «С психологом о женском», где поговорили о важном для каждой представительницы прекрасного пола - про наши желания, страхи и переживания, про роли матери, жены, подруги — и про то, как их совместить, рассказали, как сохранить интерес в отношениях и как в них строить диалог, что является важным, а что – второстепенным, как получить желаемое, и кто несет ответственность за наши удовольствия. Гостям мероприятия все понравилось?

- Действительно, на встрече в Хоральной синагоге мы говорили о том, как выглядит брак в 21-м веке, как меняются наши ожидания и взгляды на партнеров и партнерш, под действием динамичной жизни. Рассматривали какие-то ситуации в паре, большое место уделив изменам. На нашей встрече собрались люди разных возрастов, задавая извечные «русские» вопросы, что делать в тех или иных случаях, кто виноват.  

- Вам в полной мере удалось разрулить личные проблемы пришедших, при таком большом, групповом тренинге?

- Конечно нет, решение личностных человеческих проблем совершенно невозможно осуществлять в групповом формате, за неимением достаточного числа вводных данных, то есть проводить индивидуальную терапию в общем объеме. Действую здесь следующим образом: задаю гостям вопросы, которые человек боялся задать себе самому. Он начинает задумываться и с этими мыслями уходит, что идет ему на пользу. Кто-то потом обращается ко мне лично, переваривая затем ситуацию на тренинге. Повторюсь, в рамках лекции, групповой беседы, совместного общения, очень сложно давать кому-то личностные советы.

- Однажды видела на израильском русскоязычном канале передачу, где вы объясняли, как правильно ссориться. Неужели возможно контролировать себя в такие моменты гнева, следуя неким правилам?

- Казалось бы, когда человек возбужден, находится в запале, то и правда не всегда может себя контролировать. Но надо понимать, что ваши слова могут глубоко задеть партнера и причинить ему боль. Осознавая данный факт, есть шанс остановиться, пусть и не с первого раза. После бурной ссоры, советую прийти к супругу или супруге со спокойным разговором, с осознанием того, что произошло, отдавая себе полный отчет в происходящем. Действительно, очень часто, в конфликтных ситуациях мы ведем себя на автомате. Не всегда стоит делать именно так, используя некую прошлую, закрепленную в подсознании, в чем-то детскую модель поведения, а всерьез задуматься над какими-то своими импульсивными действиями. Если индивидуум заранее выстраивает модель поведения, продумывает речь, то и ссориться с партнером начинает более легко и конструктивно. Двое обычно могут конфликтовать, имея на вещи свою, отличительную точку зрения. Такие тонкие моменты важны в парных отношениях, и необходимо относиться к другому более бережно и терпеливо.

- Какую роль играет в вашей жизни еврейство, приходилось ли вам скрывать свою национальность, с какого момента оказались в еврейском государстве?

- Приехала в Израиль более 20 лет назад из Витебска, эта тема всегда была для меня очень близкой, понятной, дома отмечали еврейские праздники. К счастью, в нынешнее время, уже не нужно прятать свое происхождение, хотя часто слышала страшные истории родителей, когда люди скрывали национальность, из-за страха. Будучи ребенком советского, постсоветского периодов, конечно сталкивалась с антисемитизмом на бытовом уровне, исходящем от неграмотных, невежественных лиц. После репатриации, много лет была социальным работником, параллельно закончила магистратуру по детской и семейной психотерапии, получила специализацию по семейной психотерапии, закончила Бар – Иланский университет по сексологии, а между университетским обучением, в мою жизнь всегда вклинивалось немало курсов повышения квалификации. Процесс учебы в любой терапевтической специальности, в том числе и в нашей – перманентен и никогда не прекращается. Чем больше узнаю, тем отчетливее понимаю, что мне еще предстоит долгий образовательный путь, издавна имею внутреннюю потребность и желание учиться, мне это очень нравится.

- Катя, деликатный вопрос. Вы – безусловный профессионал, смелая девушка, открыто говорящая на такие темы, от которых краснели наши бабушки и дедушки. Как вас воспринимают раввины и религиозная часть еврейского общества, насколько актуален сексолог для наших верующих собратьев, не возникает ли между вами конфликтов, из-за некоторой откровенности ваших, несомненно нужных и важных лекций и советов?

- Вопрос неоднозначен, не все можно окрасить исключительно в черный или белый. Среди религиозных евреев имеются различные течения, каждый человек, независимо от соблюдения, обладает своими личностными качествами. У каждого присутствуют свои убеждения, своя религия, свой голос разума, те чувства, которыми он живет. Уверяю, религиозных и нерелигиозных евреев объединяют общие, важнейшие проблемы. Со мной никто не идет на открытый конфликт, напротив, наши раввины относятся к моей деятельности с большим пониманием и одобрением, ведь мир и понимание в семье, благополучная атмосфера в доме – самое важное для мужа и жены, для их детей. Действую в терапевтических целях и на благо еврейского общества. Работая с религиозными семьями, часто советую людям выполнять какие-то вещи, не всегда совпадающие с требованиями аллахи. Тогда, они просят меня обратиться к раввину и объяснить ему ситуацию, спросить на это разрешения, стесняясь выполнить это лично, чувствуя себя неловко.

- Как за последнее время изменился институт брака? Женщины стали более самостоятельными, независимыми от сильного пола?

- Речь здесь идет не только о финансовой свободе современной женщины, а больше касается равноправия, того, кто в семье принимает решения, занимается воспитанием детей, кто выходит из дома, посещая со своим чадом кружки, отправляясь с ними в поездки. Сегодняшний вектор семейных отношений взят на партнерский равноправный разговор, потому что современная дама получила справедливо равные права, либо борется за них. Но конечно, некоторым мужчинам все еще ужасно хочется сохранить патриархальный домострой.

- Соблюдаете ли еврейские традиции или являетесь светской личностью?

- У нас дома отмечаются все еврейские праздники, верю во Всевышнего, не работаю в шаббат, но назвать себя религиозным человеком не могу.

 

Похожие статьи