|
Эфрат Шалем

Петер Экштейн-Ковач всю жизнь защищал евреев. Выживет ли его дело в эпоху Орбана?

Бывший румынский политик и сторонник мультикультурализма Петер Экштейн-Ковач защищает права национальных меньшинств. На недавнем политическом мероприятии в г. Сибиу, в Румынии, он осудил тех, кто использует «проблему мигрантов, чтобы напугать людей».

Центристские партии страны организовали в Сибиу мероприятие для поощрения мультикультурализма и надеются, что оно послужит примером для остальной Румынии и Европы, сообщает JTA.

Это знаковое событие для Юго-Восточной Европы, где пропагандируется антимигрантская и автократическая политика президента соседней Венгрии – Виктора Орбана. Это событие также символично для Экштейна-Ковача, который посвятил правозащитной деятельности всю жизнь.

Экштейн-Ковач объяснил, что у него есть еврейские корни, которые совокупно с его самоидентификацией, оказали влияние на формирование его политических взглядов, которых он придерживался на протяжении всей своей политической карьеры. В частности, политик был советником по вопросам меньшинств при президенте и премьер-министре. Теперь Петер Экштейн-Ковач выступает как частное лицо. Он представляет интересы меньшинств и этнических венгров, которые составляют 7% населения Румынии. 

Еврейское происхождение и пропуск из-за «Железного занавеса»

Петер Экштейн-Ковач родился в румынском Клуже в 1956 году, и 40 лет прожил в стране под диктатом Чаушеску. В течение полувека религия в Румынии была запрещена.

«Никто не говорил мне о еврейском происхождении до 14 лет. В школе фамилию произносили только как Э. Ковач», - рассказал Экштейн-Ковач в интервью JTA.

Отец будущего политика был наполовину евреем. Когда маленький Петер узнал о своем происхождении, многие румынские евреи уезжали в Израиль, некоторых отправляли в ГУЛАГ или тюрьмы. Более 420 000 евреев Румынии в те годы репатриировались в Израиль.

«Евреи были счастливы сбежать», - сказал он. Будучи евреем, можно было получить израильский паспорт и оставить позади «железный занавес» коммунизма. Однако, Экштейн-Ковач говорит, что никогда не рассматривал возможность переезда.

Объясняя свое решение остаться, он рассказал румынскую шутку: 5 румынских друзей расстаются, кто-то из них уезжает в Австралию, кто-то в Южную Африку. Они вновь встречаются спустя много лет и обмениваются рассказами о путешествиях. Встретившись с пятым другом, они говорят: «О, он самый большой авантюрист – он остался в Румынии».

«Я хочу жить здесь!», - говорит он, улыбаясь и пожимая плечами.

Путь защитника слабых

Будущий политик присоединился к Демократическому союзу венгров Румынии после революции 1989 года. До 1992 года служил заместителем лидера в Клуже, затем 4 года был советником города. С 1996 года стал членом парламента и сенатором в родном Клуже. В 1999 году присоединился к кабинету премьер-министра Раду Василе в качестве министра по делам национальных меньшинств. В 2000 году был переизбран в Сенат и вскоре выдвинул антидискриминационный законопроект, за что получил международное признание.

Американский аналитический «Центр Вильсона» в 2001 году назвал Экштейна-Ковача «одним из немногих преданных своему делу государственных служащих региона, которые неустанно работают, чтобы улучшить соблюдение прав цыган». Конфиденциальная телеграмма Госдепартамента США от 2005 года по теме «Этнические венгры Румынии» отметила его как «стойкого защитника прав меньшинств».

Экштейн-Ковач работал в Сенате до 2008 года. В 2009 году стал первым советником президента Румынии по делам меньшинств при Траяне Бэсеску. 

«Я был тем, кто заинтересовал президента вопросами меньшинств, а также вопросом отношений с Израилем», - сказал Экштейн-Ковач.

Бэсеску совершил два официальных визита в Израиль. После встречи с премьер-министром Биньямином Нетаньяху и президентом Шимоном Пересом в 2014 году Бэсеску заявил, что палестинцы должны признать Израиль как еврейское государство.

Экштейн-Ковач служил первым советником президента Румынии до 2011 года, а затем ушел в отставку из-за проекта добычи полезных ископаемых в Трансильвании, который, по его словам, угрожал окружающей среде и подвергал опасности близлежащие археологические памятники.

В 2018 году после серии провалов на выборах на пост президента Петер Экштейн-Ковач окончательно ушел из большой политики. С тех пор он занимается фондом и художественным пространством, которым управляет его жена.

«Пропавшие без вести 1944-2008» - архивный проект, посвященный депортации евреев Клужа в период Холокоста. Оставшиеся евреи используют средства фонда для содержания синагоги Клужа и еврейских кладбищ нашего района. Экштейн-Ковач продолжает публично выступать.

Будучи советником президента по делам меньшинств, он отвечал за возвращение национализированных зданий общинам.  Многие здания принадлежали евреям, и хотя подавляющее большинство румынских евреев репатриировались в Израиль, однако Экштейн-Ковач продолжает работать над возвращением еврейской собственности.

Экштейн-Ковач говорит, что «посвятил себя борьбе с народным антисемитизмом в Румынии». Число антисемитских инцидентов в Венгрии невелико, но президент Орбан создал враждебную меньшинствам обстановку. Румынские евреи рассказали в интервью JTA, что антисемитизм в стране в основном вербальный, а не насильственный, но он остается распространенным – так же оценивают уровень антисемитизма в Румынии и шесть бывших послов от США в стране.

Он защищал румынских евреев даже тогда, когда те, кто нападает на них, были венграми и друзьями.

«Один из лидеров венгерской партии позвонил мне. Он протестовал: «Почему вы отдаете евреям так много зданий? Они почти исчезли, а мы существуем!»

- Я ответил ему: «Ты антисемитское дерьмо!». После чего он повесил трубку».

Через две минуты венгр перезвонил снова: «Как вы можете называть меня антисемитом, когда моя жена-еврейка?», - спросил он, на что я ответил: «Ну значит, ты женатое на еврейке антисемитское дерьмо».

«Он был моим очень хорошим другом», - резюмировал Экштейн-Ковач, - Был».

Похожие статьи