Генеральный директор управления по вопросам регистрации населения и иммиграции Израиля проф. Шломо Мор-Йосеф проявляет осмотрительность, когда его спрашивают об открытии границ Израиля для туристов, - рассказал профессор Мор-Йосеф в интервью изданию Globes.
«Легче закрыть границы, чем открыть их», - говорит профессор.
Управление по вопросам регистрации населения и иммиграции отвечает за въезд в Израиль и выполняет решения правительства в отношении открытия и закрытия границ для иностранцев.
Мор-Йосеф объясняет: «Самым важным шагом в борьбе с распространением COVID-19 было закрытие границ. 31 января мы запретили въезд всем, кто был в Китае, затем мы блокировали въезд из других стран поскольку болезнь распространилась из Юго-Восточной Азии на Италию, Францию, а затем и США. В марте мы закрыли въезд для иностранцев всего мира».
Границы закрыты, туристов нет
С 1 марта 242 000 израильтян въехали в страну, 135 000 покинули Израиль вместе с 201 000 иностранцев.
Иностранные языки все еще слышны в Тель-Авиве, Мор-Йосеф объясняет, что это может быть супруг-иностранец, женатый на израильтянке, или люди, чьи близкие родственники живут в Израиле, или же спортсмены-звезды высших лиг.
Решения о закрытии границ со странами принимаются в соответствии с данными Минздрава совместно с Советом национальной безопасности Израиля при Канцелярии Премьер-министра, Совет решает, когда привлекать премьер-министра. Например, он участвовал в принятии решения о закрытии границ с Германией и Италией. Эти соображения носят не только технический, но и дипломатический характер. Израиль препятствует въезду всех иностранцев, хотя израильтяне могут въезжать в другие страны. Сегодня, например, американцы не могут въехать в Израиль, но израильтяне могут полететь в США.
В качестве исключения студентам ешив было разрешен въезд в Израиль. Две недели назад министр внутренних дел Арье Дери направил руководителям ешив письмо о том, что студенты – не граждане Израиля, могут въезжать в страну. Однако на прошлой неделе, Дери объявил, что специальное разрешение было отменено из-за роста заболеваемости коронавирусом и въезд отныне разрешен только женатым студентам. Мор-Йоcеф объясняет решение о допуске женатых тем, что они живут в собственных квартирах и могут быть в изоляции, и их намного меньше, чем студентов-одиночек.
Студенты все еще приезжают в Израиль в течение последних нескольких дней. Некоторые из них приехали, не зная о запрете, некоторые пытались обмануть нас. Некоторым было предложено улететь, 5 человек наняли адвокатов и в настоящее время находятся на карантине. Но большинство не сели в самолет.
-Люди, приезжающие в Израиль, придерживаются изоляции?
-Нет никаких исключений в карантине. Мы привлекли сотрудников полиции для проверки соблюдения карантина. Более 95% прилетевших соблюдают требования об изоляции.
-Авиа- и туристический сектор ищет пути развития. Будет ли небо вновь открыто
1 июля и в какой форме?
-Мы являемся частью системы, которая включает в себя другие страны. Любое решение требует взаимности. Если, скажем, израильтянин может поехать в Грецию и освобожден от изоляции, то же должно быть и в отношении грека, приехавшего в Израиль. Мы следим за тем, что происходит в разных странах и определяем «зеленые» в соответствии с данными и достоверностью отчетности.
В настоящее время обсуждается заключение соглашений с «зелеными странами». С одной стороны, существуют десятки тысяч работников, которые зарабатывают на жизнь в туристической сфере, с другой стороны, существует проблема здравоохранения. Я считаю, что коронавирус – это реальное заболевание, того же мнения придерживается Минздрав. Существуют большие опасения в отношении привлечения туристов, которые несут риск коронавируса, тем более когда ясно, что этот вирус появился здесь из-за рубежа», - отмечает Мор-Йосеф, являющийся онкологом и гинекологом.
- Как на протяжении всего кризиса прямые рейсы из США продолжались, когда в этой стране был один из самых высоких показателей инфицирования в мире?
- Авиакомпании, решают, стоит ли летать. Только 2 авиакомпании продолжали регулярные рейсы в течение этого периода. Израиль не запрещал эти полеты, но установил соответствующие правила. Авиакомпании строго следили чтобы все, кто сел на рейс, соответствовали нашим требованиям.
-В конце прошлой недели израильтянам, летевшим в Бухарест на самолете Wizz Air, было отказано во въезде, их отправили обратно, поскольку у них не было паспортов ЕС. Кто несет за это ответственность?
В первую очередь ответственность лежит на пассажире. Однако целесообразно, чтобы авиакомпании следили за инструкциями стран. Большинство авиакомпаний заранее знают, что уточнить у туриста.
- Готов аэропорт Бен-Гурион к работе?
-Наши сотрудники в настоящее время находятся дома и получают зарплату от правительства по договоренности. Мы не увольняли сотрудников на этом этапе. Однако даже оптимисты не думают, что мы вернемся и к половине пассажиропотока в 24 миллиона человек, который был в 2019 году.
- Возможность въезда будет зависеть от пассажиров?
Если человек посещал «красную страну», а затем летит в Израиль из «зеленой страны», как мы это узнаем? Когда мы откроем границу, нам придется полагаться на заявления людей. Если кто-то прибывает из стран ЕС, я не могу узнать, где он был ранее, если у него нет штампов в паспорте. Этот вопрос находится в стадии обсуждения Национального совета безопасности».
- Будет ли тестирование на COVID-19 решать проблему – будут ли предоставляющие результаты теста, освобождены от карантина?
-Об этом говорят, но это не входит в повестку дня. Есть много экономических и медицинских факторов, дело не только в здоровье. Закрыть границы было легче, чем теперь открыть их.