Постоянно путешествуя от Калининграда до Камчатки, доктор Йешая Шафит, единственный в России практикующий моэль, делает около 10 операций в неделю.
Традиционная еврейская община создала несколько необычных профессий — от изготовителей шофаров и сборщиков плодов этрогов до машгиахов (контролеров кошерности еды), чья работа буквально состоит в том, чтобы следить за тем, как другие готовят.
Но одной из самых удивительных профессий, несомненно, обладает доктор Йешая Шафит, который является единственным в России моэлем — профессионалом, делающим обрезание в соответствии с заповедями иудаизма, сообщает Times of Israel.
Обрезание (брит-мила) — это важнейшая мицва, символ союза еврея с Б-гом, запечатленный на теле.
Шафит, 56-летний хирург, путешествует по огромной стране, чтобы обрезать крайнюю плоть примерно 10 взрослым евреям в неделю. Моэль также выполняет свои профессиональные обязанности и в США.
Еврейское ритуальное обрезание обычно делают восьмидневным младенцев, как это предписано еврейским законом. Именно к этому времени кровь нормально сворачивается, так что процедура не представляет опасности для здоровья ребенка. Обрезание взрослых также является обычным явлением для принявших иудаизм или не обрезанных в младенчестве евреев, которые становятся религиозными во взрослом возрасте.
В России спрос на брит-милу для взрослых очень высок, это связано с тем, что во времена Советского Союза делать обрезание было затруднительно.
Главный раввин России Берл Лазар, выросший в Италии и обосновавшийся в России в 1987 году, вспоминает времена, когда в России, чтобы выполнить важнейшую заповедь обрезания, требовалось вступить в тайный опасный сговор: «Существовало тайное подполье. Вы приходите в назначенное время, вас сажают в машину, завязывают глаза и везут в квартиру в Москве, где вас будет ждать моэль», — сказал р. Берл Лазар, который сам принимал участие в организации этих процедур.
Повязка на глаза была предназначена для того, чтобы люди не могли впоследствии раскрыть местонахождение и личности тех, кто помогал им делать обрезание, объяснил раввин.
Условия были не очень хороши для операций, но десятки людей просили сделать им обрезание, к счастью, ничего плохого не случилось. Как только Советский Союз пал, стало ясно, что нам нужно найти опытного и мотивированного хирурга на должность моэля», — рассказал главный раввин.
Процедура обрезания гораздо болезненнее протекает для взрослых, она требует квалифицированного хирурга для введения анестезии, самого обрезания и выполнения медицинских вмешательств в случае осложнений.
Поэтому в 1990 году рав Лазар назначил на эту должность Иешаю Шафита, уроженца России, который несколькими годами ранее переехал в Израиль. Шафит некоторое время работал хирургом в больнице «Хадасса» в Иерусалиме, но вернулся в Россию, чтобы работать в качестве представителя благотворительной организации «Брит Йосеф Ицхак». Основанная в 1989 году, она содействует проведению обрезаний евреев по всему миру.
До падения Берлинской стены Шафит делал обрезания во время своего отпуска. Это тяжелая работа, требующая много путешествовать и быть вдали от жены и детей, живущих в Филадельфии, куда семья переехала из-за образования детей.
Теперь Федерация еврейских общин России имеет постоянную клинику для обрезания в Москве. Однако вступить в союз Авраама желают не только москвичи, но и евреи, живущие по всей огромной стране, от Калининграда до Владивостока, от Мурманска до Дербента.
Командировочные расходы Шафита покрываются местными раввинами, которые приглашают его для выполнения операций, или же ФЕОР. Шафит видит в этой работе достойное дело. «Как только ты это сделаешь, этот человек никогда не забудет, кто он такой», — сказал моэль.
Шафит сделал обрезание по меньшей мере 7000 россиянам. В провинциальных общинах, не имеющих специальной клиники, Шафит делает операции на частных квартирах, в помещениях синагог или даже в кабинетах раввинов. Он придумал для этой цели дешевое и гигиеничное решение: складные массажные столы.
В начале коронавирусного кризиса моэль находился в США и в течение четырех месяцев не мог въехать в Россию. Тем временем 37-летний Сергей Черновол, который узнал о своем еврейском происхождении всего два года назад, буквально лез на стены, ожидая, когда Шафит приедет к нему в Ростов-на-Дону. «Я принял решение, выбрал дату (27 марта), но все пришлось отложить на неопределенный срок», — сказал Черновол.
Выбранная им дата была не случайной — это 100-летие со дня смерти Пятого Любавичского Ребе Шолома Дов-Бера, скончавшегося в Ростове. Два других члена общины также должны были пройти брит-милу после мероприятия, посвященного йорцайт Ребе.
Наконец Шафит добрался до Ростова, где 27 июля сделал Черноволу и двум другим членам общины обрезание.