Редактор раздела «Жизнь» в Forward Авиталь Чижик-Гольдшмидт пишет о том, как появилась эта книга. Работник американского дома престарелых, ортодоксальный еврей, случайно заразил коронавирусом обитателя этого дома; тот умер. Друг еврея написал от его имени в Иерусалим раввину Ашеру Вайсу: «Этот человек сломлен и раздавлен. Что искупит содеянное им зло, как ему найти прощение и искупление?»
Рабби Вайс – посек, «рабби всех рабби». В пандемийной изоляции он нашел время, чтобы сформулировать ответ не только на этот вопрос, но и на другие, поставленные вирусом перед соблюдающими евреями.
Посек (פוסק) – ученый-юрист, определяющий тонкости Галахи – основанных на письменной и устной Торе еврейских религиозных законов, в тех случаях, когда нет четких галахических прецедентов. Решение посека – «псак галаха», «верховенство закона», или просто «псак» (פסק) – корень, означающий «стоп» или «прекратить». Посек авторитетно завершает процесс юридических дебатов, и его «псак» входит в специальную литературу.
Нет организации, которая назначает раввина посеком. В каком-то смысле это меритократия. «Доверие, заслуженное этими раввинами – сама суть галахического авторитета», – говорит ученица Вайса Элли Фишер, сейчас защищающая докторскую степень по истории Галахи.
Ответы Вайса и других известных ортодоксальных раввинов Иерусалима, Бней-Брака и литовских ешив (рабби Гершель Ша́хтер стал единственным американцем) на подобные вопросы собраны в 600-страничном томе еврейских правил в отношении коронавируса «Эвиани Хадарав» (והחדר הוויאני, «ведите меня в его комнату», стих из «Песни песней»), выпущенным в июне израильскими издателями Tzof Publishers на иврите и доступный в религиозных книжных магазинах.
Книга продолжила тысячелетнюю традицию написания таких ответов – «респонсов», поддерживавшую обширные еврейские общины, у которых возникали вопросы обо всем, что только можно вообразить, а не только о чуме: от писем Маймонида 1173 года йеменской общине до раввинов, отвечавших на вопросы в гетто при нацистах.
Бо́льшая часть работы посеков связана с изучением галахических текстов о предыдущих бедствиях, будь то обсуждение рабби Моше Иссерлеса в XVI веке о том, разрешено ли бежать из города от чумы, или рабби Мозеса Шрайбера, писавшего во время эпидемии холеры XIX века: «когда вокруг болезнь, эмоциональные расстройства опасны».
«Галаха может быть очень приспособлена к социальным обстоятельствам, – говорит Хаим Сайман, профессор права Университета Вилланова и автор книги «Галаха: раввинская идея закона». – Реальный вопрос заключается не в строгости или снисходительности, а в том, что поспособствует долгосрочному здоровью религиозного сообщества, а что нанесет ему вред?»
Можно ли читать Кадиш, требующий 10 человек, по Zoom? (Нет: нет технологической замены личной молитве.) В скорбный день девятого ава, когда запрещено мыть руки, можно ли это делать по гигиеническим причинам? (Да.)
Респонсы «Эвиани Хадарав» отражают характер времени: вопросы полны паники и неуверенности в сочетании с преданностью еврейскому закону. Посеки выступают не только как ученые-юристы, но и как спасители-пастыри. Их галахические советы помогают соблюдающим евреям найти духовную опору в трудное время. «Галаха – не только правовая система, определяющая запреты и разрешения, – говорит историк Тамара Морсель-Айзенберг. – Галаха может помочь нам пережить травму. Галаха – это целая огромная культура; она снабжает разум концепциями, образами, историями и идеями, с помощью которых мы можем оценивать вызовы, с которыми мы сталкиваемся, понимать их и справляться с ними».
Книгу можно найти здесь.