|
Пресс-служба СТМЭГИ

«Бахрейн и Израиль открывают новую эру мира и стабильности в регионе»

"Историческое событие", "прорыв", "поворотный момент", "предательство" — как только ни называли внезапное заявление президента США Дональда Трампа о полной нормализации отношений Объединенных Арабских Эмиратов с Израилем. Теперь же и Бахрейн устанавливает с Израилем дипломатические отношения. Соответствующая договоренность была достигнута в пятницу, 11 сентября, на встрече президента США Дональда Трампа, короля Бахрейна Хамада бен Исы Аль Халифы и премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Церемония подписания соглашения должна состояться 15 сентября. Почему Бахрейн последовал примеру ОАЭ и каковы ожидания Израиля от остальных арабских стран в интервью STMEGI.com поделился сотрудник Института стран Азии и Африки Еврейского университета в Иерусалиме Владимир Месамед.

- Бахрейн стал четвертым арабским государством, признавшим Израиль. Месяц назад это сделали Объединенные Арабские Эмираты. Как вы оцениваете эти события и каким вам видится в перспективе развитие отношений с Бахрейном?

- Диптношения между двумя странами пока не установлены. Дано согласие. Официальный протокол или документ, по всей видимости, будет подписан 15 сентября. Премьер-министр Израиля вылетел в США. В Белом Доме состоится церемония подписания соглашения о нормализации двусторонних отношений, которая для нас очень важна. Взаимное признание Бахрейна и Израиля открывает новую эру в истории человечества. Это новая эпоха стабильности и мира в регионе. Для нас важно то, что в течение всего лишь месяца будет решен вопрос подписания документа о нормализации отношений сразу с двумя арабскими странами. Мы хорошо понимаем, что этого удалось достичь с помощью США, что США выступили страной, которая помогла это реализовать. Но в любом случае для нас это очень важно. Увеличилось вдвое количество признающих Израиль арабских государств. Их было две. Теперь их стало четыре. Это дорогого стоит.

-  Почему, на ваш взгляд, Бахрейн последовал примеру ОАЭ?

- Я думаю, во-первых, что Бахрейн давно рассматривал возможность установления отношений с Израилем. Вы знаете, что именно в Бахрейне, Эмиратах, Катаре, Омане есть определенный опыт реализации дипломатических усилий. В этих странах бывали израильские спортсмены. В этих странах когда-то работали представительства Израиля, бюро экономических интересов. Это было еще в середине 90-х годов, когда были установлены отношения с Иорданией. В начале 2000-х годов был такой заразительный пример. И вот теперь Бахрейн последовал примеру Объединённых Арабских Эмиратов, потому что он тоже видит необходимость определенного дипломатического прорыва. Манама видит, что установить отношения с Израилем — значит, войти в обойму стран, которые развиваются по всем направлениям.

Кроме того, Бахрейн еще понимает чисто военно-политическую необходимость установления отношений с Израилем. Потому что Бахрейн, как и ОАЭ, и Саудовская Аравия, противостоит Ирану и его стремлениям стать доминирующей страной региона, страной, которая бряцает оружием, продвигает программу, нацеленную против нефтедобывающих стран Персидского залива.

Поэтому, наверное, Бахрейн и последовал примеру ОАЭ. Манама понимает, что Иран представляет угрозу для ее национальной безопасности. Иран несколько лет назад уже делал попытки дестабилизировать ситуацию, воздействуя на шиитскую общину в Бахрейне. Поэтому для Бахрейна установление дипотношений с Израилем представляет большой интерес и, собственно говоря, важно с политической точки зрения и с точки зрения безопасности. Кроме того, для нас важно и то, что Бахрейн - одна из немногих стран зоны Персидского залива, которая до сих пор имеет маленькую, но активно работающую еврейскую общину. Бахрейнская еврейка еще недавно была послом в США. Вечером 12 сентября председатель Еврейского агентства Ицхак Герцог провел телефонную беседу с главой еврейской общины Бахрейна Авраамом Нону. Они официально договорились о сотрудничестве "Сохнута" с еврейской общиной Бахрейна в сфере развития общинной жизни и во многих других областях, как это делает "Сохнут" во всех еврейских общинах мира.

- В Палестине раскритиковали действия Бахрейна, назвав их «предательством Иерусалима и палестинцев». Могут ли палестинцы затормозить процесс нормализации арабских стран с Израилем?

- Палестинская община не просто раскритиковала, но и подвергла нападкам Бахрейн за его попытки установить отношения с Израилем, понимая, что это в определенной мере разрушает, как кажется палестинцам, единый фронт арабских стран в противостоянии Израилю. Поэтому такой прорыв со стороны ОАЭ, Бахрейна не может быть положительно расценен палестинской автономией. Неудивительно, что на недавнем саммите Лиги арабских государств представитель Палестинской автономии потребовал создания единого фронта борьбы против Израиля. Он назвал страны, которые пытаются пробить брешь в единой линии арабских государств в отношении Израиля, предателями. Как бы там ни было, процесс пошел. И палестинцам его просто так не затормозить.

-  Каковы ожидания Израиля от Саудовской Аравии в плане нормализации отношений? Стоит ли ожидать, что Саудовская Аравия последует примеру Бахрейна и ОАЭ?

- Саудовская Аравия уже делала определенные намеки на то, что она тоже может установить отношения. Но мы хорошо понимаем, что Саудовская Аравия не может быть первой страной, которая добьется дипломатического прорыва, поскольку это авторитетная страна суннитского ислама, страна, которая претендует на передовые позиции в суннитском мире, а это 90 процентов мусульманского населения мира. Понятно, что они первыми этого сделать не могут. Но в любом случае с точки зрения перспектив развития этой страны, с точки зрения противостояния Ирану, с точки зрения той ситуации, которая сложилась и продолжает складываться на Ближнем Востоке, это может быть признано трезвым и политически обдуманным шагом. Поэтому в последние дни многие израильские аналитики склоняются к мнению, что Саудовская Аравия в самые ближайшие дни этого не сделает, но она, наверное, последует примеру Бахрейна и ОАЭ, который в регионе Ближнего Востока является заразительным шагом.

Поэтому мы, собственно говоря, склонны к тому, что есть страны, которые последуют этому. К тем двум странам, которые установили отношения, готовы присоединиться и другие — Оман, к примеру, который является посредником между Западом и Ираном. Есть еще маленькие суннитские монархии, которые тоже способны последовать этому примеру. Мы думаем, что начавшийся процесс выхода Израиля из определенной ситуации на Ближнем Востоке продолжается и развивается на благо и Израиля, и всего мира в деле противостояния тем угрозам, которые раздаются на Ближнем Востоке.

Похожие статьи