|
Мария Якубович
Мария Якубович

Преступники и алия. Новые/старые требования

Некоторая часть иммигрантов в Израиль имеет криминальное прошлое, но им довольно легко получить израильское гражданство, пишет Times of Israel. А депутаты Кнессета озабочены лишь дальнейшим облегчением этого процесса.

Сайт «Нефеш бе-Нефеш», некоммерческой организации, помогающей с алией североамериканским и британским евреям, 5 мая был обновлен: по требованию МВД Израиля эти олим теперь должны проходить в своих странах проверку на отсутствие криминального прошлого.

Сайт «Нефеш бе-Нефеш» пояснил: новое требование вступило в силу с 1 мая и в каждой из этих стран включает отправку отпечатков пальцев и получение на справке апостиля – международного сертификата подлинности. «Эта мера необходима для того, чтобы никто не пытался таким образом избежать правосудия в своей стране», сказала пресс-секретарь Еврейского агентства.

Еврейское агентство проверяет иммигрантов, приезжающих из любой точки мира, кроме бывшего Советского Союза. Государственное Бюро по связям «Натив», созданное когда-то для связи с евреями СССР и стран Восточной Европы, координации борьбы за их право на репатриацию и организации переезда, проверяет иммигрантов из стран СНГ и Балтии. Министерство внутренних дел – потенциальных иммигрантов, прибывающих в качестве туристов и желающих изменить статус, находясь в Израиле. МВД также имеет право отменять решения любой из трех других организаций.

Но представитель Управления народонаселения и иммиграции Сабин Хадад удивлена: «новое требование» вовсе не ново, требования не изменились. До 2009 года новым иммигрантам было достаточно подписать декларацию об отсутствии криминального прошлого. Правительство Израиля верило им на слово, пока в октябре 2009 года не произошло ужасное убийство, потрясшее всю страну.

Сотни скорбящих на кладбище кибуца Гиват Бреннер провожают семью Ошренко. 18 октября 2009 года

В Ришон ле-Ционе иммигрант из России Дамиан Карлик убил своего работодателя Дмитрия Ошренко, его жену Татьяну, их родителей и детей – трехлетнюю Ревиталь и четырехмесячного Нетанеля, и поджег их дом.

Карлик подписал декларацию и въехал в страну, хотя в России ему предъявлялось обвинение в вооруженном ограблении.

После этого убийства все новые иммигранты должны предъявлять апостилированные полицейские справки.

Так почему «Нефеш бе-Нефеш» заявила, что требование новое? «До недавнего времени у нас было какое-то нечеткое соглашение с ними, что мы позволяем им проводить проверку самостоятельно. Но затем было просто принято решение делать все на общих основаниях», – сказала Хадад.

4 августа депутат Кнессета от Ликуда Ариэль Каллнер направил министру внутренних дел официальный запрос под названием «Бюрократическая процедура для олим». «Такая бумага стоит сотни долларов, не говоря уже о том, что она стимулирует бюрократию. Я хотел бы спросить: 1) Как ваша служба планирует решить эту проблему? 2) Применяется ли это правило только к иммигрантам из США и Канады, и если да, то почему?»

Неделю спустя Комитет по иммиграции и абсорбции Кнессета собрался для обсуждения этого вопроса. Давид Битан (Ликуд) предложил Министерству внутренних дел на время отказаться от апостиля из-за коронавируса: «Срок ожидания апостиля долог, это не позволяет людям совершить алию».

Зев Гершинский, директор службы адвокатов в «Нефеш бе-Нефеш», сказал, что коронавирус вызвал огромный всплеск числа заинтересованных в иммиграции американцев, но бюрократическое требование апостиля замедляет их прибытие.

Йоэль Липовецкий, представитель Управления иммиграции и народонаселения МВД ответил: «В отличие от «Нефеш бе-Нефеш», не вижу препятствия в проверках. В первую очередь речь о социальном спокойствии. Мы не хотим допускать к себе педофилов, насильников и убийц».

Сколько преступников правительство успешно содержало? В 1972 году в Израиль переехал разыскиваемый во Франции за хищение 60 миллионов долларов Шмуэль Флатто-Шарон – и через пять лет избран депутатом Кнессета, несмотря на то, что Франция потребовала его экстрадиции. 

Флатто-Шарон (слева) с Давидом Битаном на митинге в поддержку премьер-министра Биньямина Нетаньяху, которому грозит судебное расследование. Тель-Авив, 9 августа 2017 года

Политическим советником Флатто-Шарона стал Шабтай Калманович, в 1988 году разоблаченный и осужденный как советский шпион. Кстати, в отчете ФБР 1996 года о преступной организации Семена Могилевича утверждалось, что Калманович использовал связи в израильском правительстве для получения израильского гражданства членами Солнцевской ОПГ.

С тех пор члены Кнессета, в первую очередь от партии «Наш дом – Израиль» Авигдора Либермана, неоднократно принимали или пытались принять законы, облегчающие получение израильского гражданства.

В июле 2007 года работник полиции Марина Барель, расследуя международную организованную преступность, заявила Кнессету, что инициативы партии Либермана создают сложности: «У нас проблемы с бизнесменами из бывшего Советского Союза. Мы получаем запросы об их экстрадиции из стран, с которыми у нас прекрасные отношения».

В июне 2017 года Кнессет принял закон, предложенный депутатами парламента от партии Либермана Одедом Форером и Юлией Малиновски, который позволяет любому имеющему право на получение израильского гражданства, получить вожделенный паспорт, фактически в стране не проживая.

В прошлом месяце газета «Маарив» сообщила, что после принятия этого закона почти половина русскоязычных иммигрантов покинули страну всего через несколько месяцев после алии.

В июле 2019 года отвечающее за сбор данных об организованной преступности подразделение французской полиции SIRASCO сообщило о распространившемся «французско-израильском преступлении»: люди с двойным гражданством осуществляют интернет-мошенничество из Израиля и избегают наказания, а убытки их жертв во Франции составляют «многие миллиарды евро».

CBS News в этом году сообщили, что десятки педофилов избежали правосудия в США и живут в Израиле.

Поэтому сегодня всем причастным службам срочно необходимо найти баланс между поощрением иммиграции и фильтрацией преступников.

Похожие статьи