Короткометражка Ильи Вейцмана «Чихать на Сталина» завоевала приз фестиваля «Восток& Запад»

Короткометражный игровой фильм молодого петербургского режиссера Ильи Вейцмана «Чихать на Сталина» получил приз зрительских симпатий на международном кинофестивале «Восток& Запад».

Фильм идет всего 7 минут. Дело происходит в одной из школ Ленинграда. 1953 год. В газете «Правда» выходит «разоблачительная статья» о «еврейских врачах-вредителях». Абрама окружают одноклассники и требуют, чтобы он признался в «преступлениях» отца.

Один из парней, лидер и душа компании, смачно плюет Абраму в лицо, но попадает... в бюст Сталина. Прямо в глаз. Противная зеленая слизь стекает по щеке вождя, как слеза. На шум выходит учительница! Можно себе представить, что ждет ее саму, ребят, родителей, да и всю школу.



Абрам моментально оценивает ситуацию и находит выход:
Он не плюнул! Он простужен, вот и чихнул!


И даже протягивает обидчику платочек: «Будь здоров!».


Учительница в полуобморочном состоянии гонит всех прочь. Под занавес за кадром звучат взволнованные мальчишеские голоса:
Так, получается, евреи не враги?

Нет, получается, наш Абрам не еврей...


Мы поговорили с Ильей Вейцманом о том, как создавался фильм.

Как возникла идея

Я снял его, когда учился на втором курсе Высшей школы режиссеров и сценаристов (мастерская Юрия Фетинга). Идея фильма основана на реальных событиях. Дедушка моей жены Зины рассказывал, что в его классе произошла похожая история.


Дедушка и бабушка Зины Вейцман — Владимир и Мила Гуткины
Мне захотелось прочувствовать эту ситуацию изнутри, попасть в ту эпоху — время тирании и страха. Параллельно я снимал документальный фильм «Начальник кладбища», и часть сценария родилась в разговорах с его героем — директором Еврейского кладбища Аркадием Михайловичем Масенжником; он много рассказал мне о своем детстве.

У названия фильма «Чихать на Сталина», конечно же, двойной смысл, обыгрывается и буквальная ситуация, и отношение к культу личности в целом.

Последняя фраза фильма — «Нет, получается, наш Абрам не еврей!» — это и сарказм, и предостережение. Герои фильма не переосмысливают свое отношение к евреям — скорее, делают исключение для спасшего их мальчика, признавая его «своим» (а значит, не евреем!).

На протяжении истории наш народ объявляли и врагами, и главными друзьями, и все это может повториться. Надо это помнить и не расслабляться.

Антураж и реквизит

Мы старались задействовать минимум пространства. Все, что нам было нужно, это лестничная площадка с бюстом Сталина. Местом съемок стала 209-я гимназия на Восстания. Там подходящий интерьер, интересные старинные двери. У нас было два источника реквизита — Ленфильм и Музей советской эпохи. Нам безвозмездно предоставили школьные формы, пионерские галстуки и значки, красные флаги.
Проблема возникла с бюстом Сталина. Мы нигде не могли его найти, почти отчаялись и готовы были взять современный «новодел», но потом обнаружили на Ленфильме, среди многочисленных Горьких и Лениных, один-единственный нужный бюст, изрядно облупившийся. Гримеры постарались — привели его в порядок.

Актеры

Актера на роль главного героя, Абрама, я присмотрел сразу. Им стал Сережа Федоров. Это мальчик из еврейской семьи, его мама — вокалистка и артистка Анна Суховетченко.
Остальных четверых мальчиков мы нашли по школам и через знакомых, проведя много кастингов. Нам нужны были «несовременные» типажи — лица, которые естественно смотрелись бы и в пятидесятые годы. И еще было важно, чтобы ребята не «играли роль», а умели прожить ситуацию изнутри. Никто из наших актеров ничего не знал ни про Сталина, ни про «Дело врачей». Поэтому до начала съемок мы много общались, разговаривали. Пытались объяснить им реалии сталинских времен языком сегодняшней жизни. Бывает ли так, что за неосторожное слово можно поплатиться? Учебой, деньгами, репутацией? Поговорили о культе личности, о том, каково это — когда есть человек, о котором можно говорить только хвалебные слова, а за плевок в его изображение можно лишиться свободы и жизни. 

Родители наших актеров реагировали по-разному. Кто-то хотел, чтобы их ребенок стал звездой. Кого-то пришлось уговаривать, ведь даже маленький фильм требует больших временных затрат. Я рад, что «отвоевал» полненького мальчика, который отвечал за юмор. Этот мальчик, Саша Душкин, в итоге принес фильму награду на одном из фестивалей — за лучшую актерскую работу второго плана. Роль учительницы сыграла выпускница Высшей школы режиссеров и сценаристов Анастасия Зотова.


На съемочной площадке


На съемочной площадке. В красной кепке — Илья Вейцман


На момент съемок Сереже было 11 лет, а сегодня уже почти 13
О фестивале «Восток& Запад»

Это большой профессиональный фестиваль, который проходит в Оренбурге. Сюда съезжаются серьезные актеры и режиссеры. В прошлом году я хотел подать на конкурс «Начальника кладбища», но не успел. В этом году организаторы позвонили мне сами: они увидели фильм на другом фестивале и решили включить его в конкурсную программу.
Фильм «Чихать на Сталина» получил приз зрительских симпатий «Золотой Сартмарский Лев» в рамках не только короткометражного кино, но всего фестиваля. По словам членов народного жюри, их впечатлила лаконичность и емкость фильма. Они отметили, что семь минут вместили в себя не только личную историю, но и глобальные смыслы, что не всегда получается и в полнометражном кино.

Приехать на награждение я не смог и, по еврейской традиции, награду за меня получила моя мама.


Чем я занимаюсь сейчас

С весны я работаю продюсером YouTube. Мы с командой создаем и запускаем каналы, выпускаем контент и занимаемся его продвижением. Один из проектов - кулинарный канал Зины Вейцман, моей жены. В планах — уже полнометражный фильм, в котором обязательно будет еврейская тема.

От редакции. К сожалению, создатели фильма допустили анахронизм: школьная форма в 1953 году была другая, здесь же мы видим форму, принятую в 70-80-х годах.

Источник: news.jeps.ru

Похожие статьи