|
Мария Якубович
Мария Якубович

Поляки, спасшие Романа Полански, признаны Праведниками

Оскароносный режиссер бежал из США после осуждения за изнасилование, но планирует приехать в Польшу на церемонию награждения потомков крестьян, которые спасли его в войну.

Яд Вашем в Иерусалиме недавно объявил о признании польских спасителей Романа Полански Праведниками народов мира. На церемонии, назначенной на следующую неделю в Польше, награду получит внук польской пары спасителей маленького Полански и, очевидно, в его присутствии. В последние десятилетия Полански жил в основном во Франции, чтобы избежать экстрадиции в США, где был осужден за изнасилование.

Полански родился в 1933 году в Париже. В четырехлетнем возрасте родители перевезли его на родину, в Польшу. Во время войны семья попала в Краковское гетто. Позже отца-еврея, Мауриция Либлинга-Полански, отправили из гетто в концлагерь Маутхаузен, а мать, католичку еврейского происхождения Булу Кац-Пшедборску — в Освенцим. Отец выжил, мать погибла.

С началом террора родители Полански искали способы для спасения своего ребенка с помощью польских знакомых в обмен на деньги или имущество. Они надеялись, что благодаря его нееврейской внешности и знанию польского языка ему будет легко раствориться в христианском окружении.

После войны Полански воссоединился со своим отцом в Кракове и заработал репутацию успешного режиссера в польской и европейской киноиндустрии, а затем и в Голливуде. В 1968 году он женился на известной актрисе Шэрон Тейт. Через год, когда он снимал кино за границей, она, беременная его ребенком, была убита членами «Семьи» Чарльза Мэнсона.
В 1978 году Полански был признан виновным в изнасиловании 13-летней девочки. На протяжении многих лет другие женщины обвиняли его в харрасменте, но Полански отрицал эти утверждения.
В 2002 году Полански получил «Оскар» за свой фильм «Пианист» Другие его фильмы были номинированы на многочисленные награды.

Их знакомые, Генрих и Казимира Вильк, и согласились укрыть Романа. За деньги. У Булы было разрешение на выезд из гетто, так как она продолжала работать уборщицей в замке Вавель в центре Кракова. Ей удалось довезти сына до квартиры Вильков, чтобы он в случае чего смог добраться до них самостоятельно.

Летним днем 1942 года ее посадили на поезд в Освенцим. В марте 1943 года, всего за несколько дней до окончательного уничтожения гетто, Мауриций протолкнул мальчика через колючую проволоку, и тот смог добраться до Вильков. Через несколько дней Вильки передали Романа другой польской паре, Болеславу и Ядвиге Путекам, которые, по-видимому, получили часть из тех денег, которые ранее дал Вилькам отец Романа.

Через несколько дней Путеки передумали и привезли его в деревню Высока примерно в 30 километрах от Кракова, к своим дальним родственникам Стефании и Яну Бухалам, бедным крестьянам с тремя маленькими детьми. И только те приняли Романа как еще одного своего ребенка.

«Стефания, без какого-либо вознаграждения, исключительно из любви к людям, рисковала жизнью – своей, мужа и детей, скрывая меня в своем доме в течение почти двух лет», – написал Полански недавно в письме в Яд Вашем с просьбой признать эту семью Праведниками народов мира. «Все это время, несмотря на бедность и нехватку еды для собственных детей, она прятала и кормила меня. После войны, уже став кинорежиссером, я дважды ездил в ту деревню. К сожалению, мне уже не удалось их найти».

Все же после значительных усилий и архивных исследований Полански обнаружил, что в 1953 году Стефания Бухала в 49-летнем возрасте умерла от туберкулеза. Ее муж Ян пережил ее примерно на месяц; оба были похоронены в одной могиле. Поскольку никто не платил за содержание могилы, кости перенесли и на этом месте похоронили другого.

Единственным потомком, которого удалось найти, оказался внук Стефании и Яна Бухалы, Станислав Бухала. Он и примет награду Яд Вашема.

Колонна евреев бредет с узлами по главной улице Кракова во время ликвидации Краковского гетто. Март 1943



Похожие статьи