Бывших солдат-репатриантов хотят лишить стипендии из-за поездки к матерям на Украину

Молодые люди, лишенные средств к существованию из-за эпидемии, решили учиться из родительского дома, поскольку все занятия в израильских университетах все равно проходят удаленно. Однако оказалось, что это лишает их права на репатриантскую стипендию, сообщает Vesty.co.il.

Возможно ли, чтобы в Израиле награжденных президентом страны солдат-репатриантов лишили стипендии за поездку к маме? Да еще в период пандемии? Но именно так может случиться с группой солдат-одиночек, которые обратились в "Вести" с последней надеждой - а также с недоумением о нелогичном, по их мнению, требовании чиновников.

Первым в редакцию обратился 24-летний Михаил Аврутис. В прошлом году он завершил службу в ЦАХАЛе, был награжден за успехи в обороне Израиля командованием Южного военного округа. Поступил в Ариэльский университет, получив стипендию как студент-репатриант. И вдруг как гром среди ясного неба: Аврутису сообщили, что если до 1 декабря он не вернется в Израиль, то стипендии его лишат. Дело в том, что Михаил сейчас находится в Украине, у мамы, а учится удаленно, по Zoom.

"Я выехал в Украину, когда правительство сообщило, что учеба в университетах полностью переходит в удаленный формат. Признаюсь, сделал это от отчаяния: первый карантин провел в полном одиночестве в крохотной комнате, место моей работы закрыли, меня отправили в неоплачиваемый отпуск. После карантина пытался устроиться в разные места, но смены плохо сочетались с занятиями. С деньгами было очень туго, - рассказал "Вестям" Михаил. - Многие знакомые израильтяне моего возраста переехали жить к родителям. Но у меня такой возможности не было, потому что репатриировался я один, родители остались в Украине".

Миша решил, что учиться в интернете можно и из маминого дома. "Подумал: я ведь два года не видел родных, смогу побыть с ними, сэкономить на жилье - и вернуться в январе на экзамены", - говорит он.

Михаил пытался сообщить об этом в Управление по делам студентов, но, по его словам, ему никто не ответил. 22 октября он улетел в Украину. А в ноябре к нему обратилась сотрудница отдела по делам студентов-репатриантов - поинтересоваться, как прошли первые недели учебы.

"Она хотела позвонить мне, и я попросил сделать это при помощи WhatsApp, поскольку нахожусь за рубежом. Как, воскликнула она, ты должен как можно скорее вернуться в Израиль, иначе тебя лишат стипендии. Моему удивлению не было границ: ни в одном из подписанных документов о стипендии такого пункта не было, я внимательно их читал. К тому же деньги по этой стипендии переводятся в университет, а не на мой счет, так что "сбежать" с этими деньгами просто невозможно", - возмущается Михаил.

Ему непонятно, почему студентов не предупреждали о таком правиле при оформлении "стипендии репатрианта". И еще более непонятно, почему надо требовать присутствия в Израиле в условиях нынешнего года, когда все обучение проходит удаленно.

"Занятия в университете начались 18 октября. Все проходит в Zoom. У нас не было ни одной фронтальной встречи, даже с однокурсниками я знаком лишь виртуально", - недоумевает Михаил. Если бы не случайный звонок этой сотрудницы, ответственные за стипендию даже не знали бы, откуда студент Аврутис подключается к занятиям - из Израиля или другой страны мира.

Аврутис написал о происходящем знакомым по молодежным программам для репатриантов-одиночек - и выяснилось, что он не одинок в своей проблеме.

В такой же ситуации оказалась, например, 23-летняя Анна Венгеровски, студентка Еврейского университета в Иерусалиме, а в недавнем прошлом - солдат-одиночка. В 2018 году Анна была награждена за успехи в службе почетным знаком президента. Награду вручал сам Реувен Ривлин, прочувствованную речь произнес тогдашний начальник генштаба ЦАХАЛа.

После завершения службы Аня устроилась на работу в авиакомпанию "Эль-Аль", а в марте, после прекращения полетов, ее отправили в бессрочный неоплачиваемый отпуск.

"Вестям" Анна рассказала, что уже оплатила учебу на год вперед из солдатского "пикадона" и рассчитывала, что стипендия поможет вернуть хоть какую-то часть средств.

"Если меня лишат стипендии, я остаюсь совсем без денег", - в отчаянии признается девушка.

Получаемого государственного пособия, по словам Ани, ни на что не хватает. "Судите сами: мое пособие составляет 3400 шекелей в месяц, за комнатку в общежитии я должна заплатить 1500. Как взрослому человеку прожить на остаток?"

Как и Михаил, Анна решила сэкономить и в июле полетела к родным в Харьков. "Я хотела вернуться 1 октября, до начала учебы в университете. Даже купила билет на рейс в Израиль, но его отменили из-за карантина. 18 октября начались занятия, все проходит в интернете. Ежедневно я сажусь перед компьютером - и учусь, как любая другая студентка".

По словам Анны, о возможности лишиться стипендии она узнала случайно - из сообщения в соцсети от других русскоязычных студентов. "Ребята написали, что всех невернувшихся в Израиль до 1 декабря могут лишить стипендий репатрианта. Но как мы об этом должны были узнать? Никаких писем и предупреждений мы не получали", - возмущается Анна. 

Как и Аврутис, Анна - единственный ребенок в семье еврейского происхождения. Оба приехали в Израиль в одиночку в 15 лет по молодежным образовательным программам. Имели право отложить службу в армии, но решили сначала отдать долг родине, а уже потом начать учебу в университете. Оба влюбились в страну и не мыслят своей жизни вне Израиля. Оба собираются вернуться при первой же возможности.

"Кто бы ни говорил, что мы, репатрианты новой волны, "ненастоящие евреи", это совсем не так. Я, например, с раннего детства посещал еврейские мероприятия в своем родном городе Токмак, - говорит Миша. - Мы встречали субботу, отмечали еврейские праздники. Семья наша жила скромно, и нам помогала еврейская организация ХЕСЕД. Я с детства знал, что у меня есть еврейская мама, еврейский дедушка и добрая страна Израиль, которая всегда позаботится о нас. Я защищал эту страну в армии и верю, что она не оставит нас, солдат-одиночек, и во время эпидемии".

"За 7 лет жизни в Израиле я впервые больше месяца пробыла у родителей. Раньше мне этого очень не хватало, я же не могу, как другие израильтяне, поехать к маме на выходные. Почему же я не могу учиться отсюда, если вся учеба - по интернету? Почему кто-то поставил условием выплаты стипендии - запереть нас в крохотных комнатах, без работы, близких и денег? Это же абсурд", - считает Аня.

Министерство алии и интеграции прислало ответ на запрос "Вестей":

"Министерство оплачивает обучение на первую академическую степень студентам-репатриантам в соответствии с критериями и распоряжениями министерства. Срок права на стипендию - до 5 лет жизни в стране, не считая военной службы ("ширут цваи/леуми").

Все виды помощи, предоставляемой репатриантам министерством алии и интеграции, выдаются только при условии проживания в Израиле. Тот факт, что в соответствии с ограничениями на скопления людей из-за эпидемии коронавируса занятия проходят при помощи интернет-технологий без физического присутствия, не меняет базового факта предоставления помощи репатриантам со стороны государства Израиль с целью их интеграции именно в Израиле.

Эта информация содержится в правилах предоставления льгот и другой помощи на сайте министерства алии и интеграции.

Согласно распоряжениям Управления по делам студентов, существует возможность прекращения обучения сроком на полгода - год в случае необходимости и при наличии согласия высшего учебного заведения. Таким образом, студенты смогут продолжить получать помощь после возобновления проживания в Израиле - при условии, что это произойдет в рамках срока действия предоставления помощи новым репатриантам.  

 

Источник: vesty.co.il

Похожие статьи