|
Мария Якубович
Мария Якубович

Даже Софи Лорен в роли пережившей Холокост не спасает фильм «Вся жизнь впереди»

Англоязычная «перезагрузка» авторства Netflix фильма «Мадам Роза» франко-израильского режиссера Моше Мизрахи лишила жизни его ярких персонажей, сделав их плоскими и невыразительными.

Чего мать не сделает для своего ребенка! Софи Лорен, которой недавно исполнилось 86, добилась всего, чего можно добиться в кино, и ей вряд ли нужны хлопоты, связанные со съемками – например, сидеть и ждать, пока не настроят свет.

«Кинопроизводство –утомительное дело. Но если это ваш сын режиссирует фильм по книге, которая уже доказала свою значимость как материал для фильма, вы говорите: «Хорошо, хорошо, я сделаю это», – пишет Джордан Хоффман в The Times of Israel. – И я подозреваю, что именно поэтому у нас есть «Вся жизнь впереди», крепкая драма от Эдоардо Понти, дебютировавшая на Netflix в эти выходные».

Понти, сын Лорен от брака с продюсером Карло Понти-старшим, уже снимал мать в драме «Только между нами» и короткометражке «Человеческий голос».

«Вся жизнь впереди» основана на романе Ромена Гари, литовского еврея, семья которого переехала во Францию в 1928 году, когда он был подростком. Мать обратила его в католицизм, в разгар Второй мировой войны он воевал в ВВС Франции, а после войны стал писателем и дипломатом. Ромен Гари написал этот роман под псевдонимом «Эмиль Ажар» и получил за него Гонкуровскую премию.

Прежде всего новое кино примечательно тем, что это первая за десять лет роль Софи Лорен после мюзикла «Девять» в 2009 году.

В книге и фильме – история пережившей Освенцим «мадам Розы», крепкой, как гвозди, бывшей проститутки, которая в итальянском портовом городе Бари предлагает своего рода дневной детский лагерь для детей «работающих девочек». Там же живет 11-летний Момо, дитя сенегальских мусульманских мигрантов. О страшных обстоятельствах гибели его матери нам обмолвятся к концу фильма. Муниципалитет назначил опекуном Момо психиатра доктора Коэна, но вскоре врач почему-то вынужден передать опеку в другие руки. Новой воспитательницей станет мадам Роза. Ее харизма помогает ей сохранять круг друзей-мужчин, в том числе и доктора Коэна. Он всегда готов ей помочь, но теперь нуждается в ответной услуге и приводит к ней Момо.

Кроме Момо, Роза опекает Бабу, сына транссексуалки Лолы, и еврейского мальчика Моше, мать которого не появляется, а только присылает деньги.

Еще девочкой Роза пережила Освенцим. Момо понятия не имеет, что означают цифры на ее руке, но начинает понимать, что она пережила страшное, а затем проникается ее историей. (Моше, к примеру, считает, что цифры представляют собой что-то типа кода секретного агента.)

Со временем Роза становится другом раньше мечтавшего о криминальной карьере Момо, хотя тот все еще продает наркотики. Однако он клянется, что никогда не позволит ей остаться овощем в больнице. К концу фильма это становится актуальным. У Розы прогрессирует деменция и ей видится, что фашисты вернулись и забирают ее. Момо решается помочь ей. Слишком радикально.

Фильм дебютировал в эти выходные на Netflix.

Гари прожил большую и смелую жизнь, и «Вся жизнь впереди» необычайно эмоционально насыщена. Многое в его творчестве имеет корни в маниакальной, тиранической любви к нему его матери, польской актрисы. Можно было предположить, что экранизация книги будет так же драматична.

Но это мы находим не в новом фильме, а в версии Моше Мизрахи 1977 года. В ней сыграла Симона Синьоре, это оказалось одной из последних ее ролей.

Мизрахи получил за французский фильм «Мадам Роза» премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке (первый израильский гражданин из четырех оскароносцев), а Синьоре получила «Сезар» (французский Оскар) за лучшую роль.

«Версия» Симоны Синьоре потрясает огромной силой души мадам Розы, полной бесконечного добра. Мы впервые встречаемся с ней, когда она поднимается по лестнице, волоча ноющие ноги. Сюжет там увлекает гораздо больше, потому что гораздо сложней и больше следует книге. Герои – проститутки, транссексуалы, малолетние преступники – для того времени были крайне эпатирующими. Это сейчас в разгул толерантности все это стало нормой. Возможно, поэтому Netflix и обратил внимание на сюжет.

Совершенно однозначно, что в фильме Мизрахи неизмеримо лучше присутствовало ошеломляющее впечатление, которое на публику произвела книга Гари двумя годами раньше.

Экранизация Netflix делает ставку на игру великолепной Софи, чье присутствие в кадре по-прежнему оказывает магическое действие. Поэтому в то время, как персонажи и фабула книги предоставляют режиссеру богатейшие возможности, всё нивелирует неспособность Понти позволить своей матери казаться неидеальной. Когда какое-то действие все же происходит, оно до смешного натянуто. Джордан Хоффман иронизирует: «После череды безжизненных сцен соседка снизу, эксцентричная трансгендерная проститутка из Испании, врывается, ставит пластинку и начинает танцевать без какой-либо мотивации, кроме «черт, нам нужно добавить в трейлер что-то, что могло бы вдохновить людей смотреть это кино».

В повторяющейся теме, когда Момо видит добрую львицу, вылизывающую ему лицо, визуальные эффекты настолько ужасны, что трудно думать о символизме видения. Еще одно повторение, которое не должно быть смешным, но заставляет смеяться, – это мадам Роза, крадущаяся в свое тайное «еврейское логово», подвальную квартиру, заполненную старыми картинами и менорами: местечковая скрипичная музыка слишком напоминает музычку для заманивания монстра в «Молодом Франкенштейне» Мела Брукса.

Софи Лорен – воплощенная легенда, и для нас примечательно, что она решила сыграть выжившую в Холокосте женщину. Но правда в том, что этот фильм трудно безусловно порекомендовать. Возможно, лучший способ отдать дань уважения этим персонажам – посмотреть старую версию той же истории с Симоной Синьоре.

Как и Ромен Гари, Понти тоже осознанно или неосознанно посвящает фильм своей матери, даже не претендуя на «Оскара». Мы понимаем, что он просто не смог показать Софи Лорен на смертном одре. Поэтому картину можно смотреть, не содрогаясь от предчувствий, и радоваться, что великая итальянская дива пока с нами.

 


Похожие статьи