|
Мария Якубович
Мария Якубович

Коронавирус обрекает тысячи израильтян на голод. Где государство?

Отсутствие государственного финансирования не оставляет выбора почти беспомощным израильским органам социального обеспечения и возлагает всю тяжесть сегодняшней ситуации на благотворительность.

48-летняя Натали Дигора переехала в Израиль из Молдовы в 1997 году и пела сопрано в Израильской национальной опере; когда в марте Минздрав ограничил количество певцов на сцене, потеряла работу, и в конце концов несколько дней не ела: «Мне было неловко просить о помощи», пишет Times of Israel.

31-летний Ави Оханан руководил молочной кухней в эйлатском отеле Prima Music, отель закрылся: «Я не знал, что делать. У меня не было денег на аренду, отключили электричество, мне некуда было идти и нечего есть».

Двое ранее успешных людей вошли в число сотен тысяч, столкнувшихся с тем, что профессионалы называют отсутствием продовольственной безопасности – неспособностью обеспечить нуждающихся полноценными продуктами питания.



Натали Дигора         


Ави Оханан                                                            

Недавно в газете Haaretz была опубликована статья о новой благотворительной организации «Культура солидарности». Ядро из трех добровольцев выросло в трехтысячную организацию, которая уже распространила более 30 тысяч коробок с едой по всей стране.

Трое основателей были потрясены, обнаружив, что к ним начали обращаться социальные работники, учителя и даже мэры, чтобы помочь людям, которым нечего есть. Списки голодных, которые они составили и передали в отделы социальной защиты, не принимались.

То, что людей спасает благотворительная организация, а не правительство, не удивляет тех, кто работает в этой области.

Национальный продовольственный банк Leket начал раздавать нуждающимся продукты питания. Генеральный директор Leket Гиди Крох сказал газете The Times of Israel: «Люди обращаются в некоммерческие организации, а не в отделы социального обеспечения, потому что у тех нет решений. На людей, утративших продовольственную безопасность, сейчас даже не открывают досье».


Гиди Крох

За последние несколько десятилетий с переходом Израиля от социалистической к капиталистической экономике инвестиции в социальное обеспечение резко упали, занятость стала менее гарантированной, а цены на продукты сильно выросли. Сегодня социально-экономический разрыв в Израиле – один из самых больших в развитом мире. Лозунгом вспыхнувших по всей стране летом 2011 года протестов стали слова: «Люди требуют социальной справедливости».


«Люди требуют социальной справедливости». 2011 год

В том же году правительство учредило Национальный совет по продовольственной безопасности и возложило ответственность на министра социального обеспечения. В 2012 году министерство запустило Национальный проект продовольственной безопасности под руководством Совета по продовольственной безопасности.

В 2014 году Совет подсчитал, что для поддержки 120 тысяч семей ежегодно потребуется 500 миллионов новых израильских шекелей. Но когда к 2017 году проект сдвинулся с мертвой точки, он был сокращен до трехлетнего «пилотного» проекта стоимостью 50 миллионов шекелей в год, затем формально был продлен еще на год.


Профессор Арон Троен

Поскольку проект, и так имеющий скудные возможности, не является частью основного бюджета государства, его государственное финансирование должно ежегодно утверждаться заново. В результате политической борьбы между премьер-министром Биньямином Нетаньяху и лидером «Сине-белых» Бенни Ганцем правительство не приняло бюджет на 2020 год. В январе программу пришлось приостановить до марта, затем ударил коронавирус, и она опять схлопнулась. Спасает положение то, что проект – частно-государственное партнерство, объединяющее министерство социального обеспечения с благотворительными организациями, такими как Leket и Eshel Jerusalem, благотворительное подразделение движения Хабад. Они работают более чем в 40 городах, обеспечивая беднейшие семьи талонами на питание, галантереей, свежими фруктами и овощами на сумму 500 шекелей в месяц.

Совет не получает от правительства операционный бюджет, его члены работают на волонтерской основе. Eshel Jerusalem также финансирует координатора в каждом местном органе власти.

По словам профессора Еврейского университета Арона Троена, изучившего финансовые отчеты всех продовольственных благотворительных обществ, правительство в том году внесло лишь 2,5% от собранных для помощи неимущим более чем 2 млрд шекелей.

В 2014 году в отчете государственного контролера подверглись критике Министерство социального обеспечения – за неспособность профинансировать Национальный совет по продовольственной безопасности, и правительство – за то, что не выработана политика решения этой проблемы. Выражено сомнение в способности правительства выполнять свои обязательства.

Пандемия, пишет Арон Троен, выявила слабость и «многолетнюю халатность» несогласованной политики правительства. Он вызвался разработать анкету, чтобы помочь местным властям найти пострадавших.

Но официальные лица устало сказали ему, что бессмысленно выявлять новых нуждающихся, когда трудно помочь тем, о которых они уже знают.

Троен подчеркнул, что крушение продовольственной безопасности из-за коронавируса было глобальной ожидаемой проблемой: «Но в Израиле мы создали монстра. Огромная благотворительная отрасль по оказанию продовольственной помощи оказалась в вакууме, и это пример не просто некомпетентности, но и преднамеренного пренебрежения со стороны государства. Национальный совет по продовольственной безопасности должен быть поставлен в один ряд с престижным Национальным экономическим советом, должным образом финансироваться правительством и управляться канцелярией премьер-министра».


Дов Черниховский

Председатель Национального совета по продовольственной безопасности профессор Дов Черниховский недавно сказал подкасту «Hayot Kiss» канадского радиоканала, что лидеры Израиля, по-видимому, с трудом осознают, что в их стране стартапов царит голод.


Похожие статьи