Писательница, штатный колумнист новостного сайта Vox и бывший редактор по вопросам религии в литературном журнале The Atlantic Сигаль Самуэль почтила свои ближневосточные еврейские корни иллюстрированной книгой об Оснат (Аснат или Асенат) Баразани.
«По отцовской линии я из Ирака, по материнской – из Марокко, и выросла в ортодоксальной еврейской общине Монреаля. Я просто не могла представить себе возможность для женщины стать раввином, – сказала Самуэль, – единственными женщинами-раввинами, которых я видела, были ашкенази, современные представительницы реформистского и консервативного движений».
Сравнительно недавно это было невозможно и у ашкенази. Хотя Исаак Башевис-Зингер и описал историю девушки Ентл, вопреки еврейской традиции после смерти отца-раввина переодевшейся в мальчика и поступившей в ешиву, но потом жизнь расставляет все по местам.
Поэтому, когда Самуэль обнаружила, что женщина, которую многие считают первой женщиной-раввином в истории, – из Ирака, она была поражена.
Девушку Оснат, дочь раввина Шмуэля бен Нетанеля Ха-Леви из Курдистана, у которого не было сыновей, отец воспитал образованным знатоком еврейских священных текстов и мистицизма. Что уж совсем необычно, Оснат никогда не заставляли выполнять женскую работу по дому, и отец настоял, чтобы ее муж пообещал никогда этого от нее не требовать.
По сути, она предвосхитила судьбу выдуманной Ентл. «Я выросла на коленях у ученых, изучавших священные книги с моим благословенной памяти отцом... Меня никогда не учили никакой работе, кроме этой», – писала Оснат в одном из сохранившихся писем.
Она вышла замуж за одного из лучших учеников отцовской ешивы, раввина Яакова Мизрахи, и после смерти отца помогала ему управлять ешивой, то есть вела большую часть уроков, в то время как ее муж сосредоточился на своих занятиях. После смерти мужа Оснат естественно стала главой ешивы, разделив время между преподаванием и отчаянными попытками сбора пожертвований, чтобы удержать школу на плаву. Самуэль, сын Оснат, вырос выдающимся ученым, и мать отправила его руководить Багдадской ешивой. Саму Оснат еврейско-курдская община запомнила как лидера, учителя и мистического чудотворца.
Самюэль поделилась историей Оснат со следующим поколением в детской книжке «Оснат и ее голубь», опубликованной 2 февраля издательской компанией Levine Querido. Компанию основал Артур А. Левин, известный публикацией серии книг о Гарри Поттере.
«Я хотела развеять миф о том, что в еврейском ортодоксальном восточном мире не могло быть женщины-раввина», – сказала Самуэль в видеоинтервью The Times of Israel из Вашингтона. – И это очень личное». Самуэль тоже выросла, изучая Талмуд и Каббалу с отцом, преподававшим еврейский мистицизм в Университете Конкордия: «Я приходила домой из еврейской дневной школы, а затем изучала Зохар с отцом, как это делала Оснат».
Самюэль опиралась на немногие свидетельства самой Оснат (письма и стихи) и курдско-еврейские легенды о ней. Она надеялась воочию ознакомиться с этими документами в Национальной библиотеке Израиля, но пандемия это перечеркнула. Ей также помогли вторичные источники, написанные учеными, знакомыми с трудами Оснат.
В статье 2000 года профессор Рене Левин Меламед и доктор Ури Меламед опровергли предположения, что Оснат была не так образована, как мужчины. Они указывают на библейские и талмудические ссылки в ее трудах, и что в документах нет ни единого упоминания о противодействии тому, чтобы Оснат заняла пост главы ешивы после смерти мужа. К ней благоговейно относились лидеры общин и великие ученые. Раввин Пинхас Харири обратился к ней в письме: «Моя мать, мой раввин». Самуэль использовала это в книге: «Мне показалось просто удивительным соседство этих слов друг с другом».
Ранее Самуэль написала отмеченный многими литературными наградами роман о мистицизме «Мистики Майл-Энда» (район Лондона. – Прим. ред.), и была особенно очарована легендами о сверхъестественных способностях Оснат: «Некоторые из тех, кому я показывала рукопись, сомневались, что эти сказки можно включить в фактологическую биографию».
Но книга начинается так: «Почти пятьсот лет назад, когда почти все верили в чудеса, на Ближнем Востоке родилась девочка. Ее звали Оснат. Пока об этом никто не знал, но она станет первой женщиной-раввином в истории».
Однако автор исключила легенды, которые не подходили для юных читателей – как та, в которой Оснат, произнося святые имена, заморозила гостя, желающего совершить насилие над ней.
Яркие иллюстрации к книге «Оснат и ее голубь» одинаково привлекают молодых и старых читателей. «Артур Левин – сам сефардский еврей, и я доверила ему найти иллюстратора, который точно изобразил бы Оснат», – говорит Самуэль. Проект оформила иллюстратор детских книг, графический дизайнер и создатель кукол Вали Минци (Израиль-Румыния). Ранее Минци иллюстрировала книгу Риты Джаханфуз об иранском ребенке «Девушка с храбрым сердцем». Увидев стиль, эмоциональность и палитру Минци в этой книге, Самюэль уверовала в победу.
Написание книги про Оснат пробудило у Самуэль «аппетит» к написанию других детских книг. Она научилась экономно обращаться с лексикой жанра, в котором каждое слово имеет большой вес. Она также узнала, что дети – очень разборчивые читатели: «Они могут сказать, вложил ли писатель свою душу в написанное, или нет».