Семьдесят лет назад Уильям Левитт построил и назвал в свою честь пригородный жилой комплекс к востоку от Нью-Йорка. Бывшим участникам войны предлагалось купить дома по сниженной цене, но при одном условии: покупатели должны быть белой расы.
Во время Второй мировой войны Уильям Левитт был лейтенантом флота и сражался плечом к плечу вместе с чернокожими солдатами. После войны он вернулся домой и начал строительство жилого комплекса в американском пригороде. Однако, в отличие от номинальной расовой интеграции в военно-морского флоте, чернокожим было запрещено жить в дешёвых комплексах, построенных Левиттом.
Семья Левиттов, имеющая еврейские корни в Австрии и России, совершила для строительства жилых домов то же, что Генри Форд сделал в своё время для автомобильной индустрии.
Первый Левиттаун был построен на Лонг-Айленде. При его строительстве компания «Левитт и сыновья» применила высокотехнологичный процесс, состоящий из 26 этапов, в дальнейшем эти технологии были применены в тысячах пригородах по всей стране.
В период с 1947 по 1951 гг. было сооружено 17 000 домов с неогороженными двориками, в которых свободно могли резвиться дети, и несколькими бассейнами общего пользования.
В своём интервью в 1952 г., когда полным ходом шло строительство ещё одного Левиттауна, на этот раз в Пенсильвании, Уильям Левитт заявил: «Я строю и продаю дома ещё и для того, чтобы получить свою порцию славы. Я тоже человек. Я хочу построить город, которым можно было бы гордиться».
Изначально жители выдвигали предложение назвать свой район Island Trees («Островные деревья», ведь наименования некоторых улиц - Сильвербёрч, Шейдтри – можно перевести как Берёзовый переулок, Тенистый переулок) однако Левитт был очень самолюбивым человеком и назвал построенный пригород в честь себя – Левиттаун. Хотя Левитт в конце концов проявил благосклонность и всё же присвоил название Island Trees - школе.
Компания Левитта проводила такую политику, чтобы чернокожие не могли покупать дома в его жилых комплексах (их ещё называли общинами), в том числе в Виллингборо в Нью-Джерси. А в общине более высокого класса «Стратмор» на Лонг-Айленде он не разрешал покупать жильё даже евреям.
Так называемый «Пункт 25» жилищного договора запрещал «использовать для проживания дома лицам, не являющимся представителями европеоидной расы».
«Пункт 25» просуществовал всего один год: в 1948 году Верховный суд США постановил, что ограничения по расовому признаку нарушают Четырнадцатую поправку к Конституции США о недопущении дискриминации. Хотя с этого момента такие пункты о дискриминации темнокожих запрещено было вносить в договоры о покупке жилья, Левитт всячески противостоял расовой интеграции в своих пригородах.
«Чернокожие в США хотят добиться того же, чего евреи всего мира не смоги добиться за шесть тысяч лет», - писал Левитт. За свою расистскую политику Левитту несколько раз вызывался в суд.
При этом Левитт писал: «Я сам еврей, в моём сердце не может быть расовых предрассудков. Но если я продам дом семье чернокожих, то 90-95% наших белых потенциальных покупателей откажутся от покупки. Либо мы решаем проблему с доступным жильём, либо мы решаем проблему расового неравенства. Мы не можем решить обе проблемы одновременно».
Спустя шесть лет после завершения строительства пригорода на Лонг-Айленде, в Левиттауне в Пенсильвании была проведена кампания против расовых ограничений Уильяма Левитта.
Накал в Левиттауне, штат Пенсильвания
В августе 1957 года семья чернокожих переехала в Левиттаун в Пенсильвании, где жили только белые. Уильям Майерс был ветераном войны. Вместе с женой и тремя детьми они въехали в новый дом.
Спустя всего несколько часов после того, как переезд состоялся, сотни людей собрались перед домом Майерсов, чтобы выразить своё недовольство. Они требовали выселения Майерсов и даже разбили им окно.
Семья Майерсов
По городу распространились слухи, что переезд Майерсов спонсировали чуть ли не Национальная ассоциация содействию прогресса цветного населения, евреи или даже коммунисты.
Газеты по всему миру пестрили заголовками «Накал в Левиттауне». За время этой напряжённой ситуации еврейская семейная пара – Беа и Льюис Вешлер – проводили беседы с соседями по Левиттауну, чтобы помочь Майерсам. На самом деле, ещё за полтора месяца до приезда Майерсов в Левиттауне была собрана целая группа жителей пригорода, чтобы продумать и скоординировать ответные действия на ожидаемые беспорядки, которые могли быть вызваны переездом семьи чернокожих в их пригород.
По рассказам Ника Вешлера, сына тех самых Вешлеров, которому на момент описываемых событий было десять лет, терроризирование семьи Майерс и их сторонников длилось несколько месяцев.
Дошло даже до того, что соседний с Майерсами дом выкупили и из динамиков постоянно громыхали звуки негритянской религиозной музыки.
Вешлеры и другие сторонники Майерсов были в основном квакерами и протестантами. Они подвергались непрерывному телефонному хулиганству и угрозам. На доме Вешлеров большими красными буквами вывели надпись «ККК» («Ку-Клукс-Клан») и подкинули записку с призывом «уезжайте, пока можете».
Льюс Вешлер рядом со своим домом
Во дворах жгли кресты, в том числе у Вешлеров. Во время одной из потасовок был серьёзно ранен полицейский.
Ни полиции штата, ни местной полиции не удавалось остановить травлю Майерсов и их сторонников. Только после того, как пострадавшие семьи пошли в здание парламента и заявили, что покинут Левиттаун, были приняты меры. В отношении семи наиболее серьёзных обидчиков был вынесен бессрочный судебный запрет. Интеграция победила.
Уильям Левитт не позволял чернокожим покупать жильё в своих пригородах так долго, как только мог, но сообществу религиозных соседей удалось переломить эту расистскую политику в Пенсильвании. Тактика, примененная активистами в Левиттауне, включая меры по установлению фактов для подавления слухов, была применена несколько недель спустя в Литл-Роке, штат Арканзас.
Спустя шестьдесят четыре года после битвы за расовую интеграцию город в Пенсильвании с населением 52 000 человек на 90% состоит из белых. Согласно прогнозам переписи населения США, к 2045 году в стране белые будут составлять 49,7%, формируя таким образом меньшинство.