Выставка о советском еврействе в довоенном искусстве в галерее «На Шаболовке»

Выставка о советском еврействе в довоенном искусстве в галерее «На Шаболовке»
Афиша кинофильма «Возвращения Нейтана Беккера» (1932 г., СССР)

2 марта в галерее «На Шаболовке» Объединения «Выставочные залы Москвы» откроется выставка «Блуждающие звезды: советское еврейство в довоенном искусстве», ставшая победителем Второго конкурса музейно-выставочных грантов Российского еврейского конгресса.

Тему советского национального строительства принято считать территорией пропаганды, которую поначалу оживляли эксперименты национальных авангардов. Еврейский авангард был среди них одним из самых ярких: его главным воплощением стала работа Художественной секции Лиги еврейской культуры (Культур-Лиги). После ее фактической ликвидации в середине 1920-х партия шаг за шагом ужесточала контроль над контуром образа советского еврейства и связанных с ним сюжетов, так что к концу 1930-х – началу 1940-х годов еврейская тема в СССР оказалась в тени «наднациональной» политики, соединенной с антирелигиозным пафосом. 


1.-Горшман-М.Х.-Колхозное-собрание.-Из-серии-Крым.-Коммуна-Войо-Нова.-1931-г.-Красноармейский-музей.jpgГоршман М.Х. Колхозное собрание. Из серии «Крым. Коммуна «Войо Нова». 1931 г. Красноармейский музей

Выставка соединяет изобразительное искусство (живопись, графика, фотография), издания 1910-1940 годов, дающие представление об эволюции еврейской общественной жизни в России, и предметы материальной культуры, еврейского религиозного обихода и народного искусства. Среди авторов, представленных на выставке – Павел Зальцман, Александр Лабас, Меер Аксельрод, Роберт Фальк, Александр Тышлер, Эль Лисицкий, Соломон Никритин, Лидия Жолткевич, Арон Траскунов, Лев Аронов, Марк Вайнштейн, Мендель Горшман, Илья Чашник, Соломон Юдовин и другие. Каждый из этих художников по-разному осознавал свою дистанцию по отношению к еврейской культуре, и сегменты выставки построены на игре этих дистанций, показывая разные фазы взаимодействия советского и еврейского нарративов. 

В экспозиции можно увидеть живописные и графические эскизы к спектаклям ГОСЕТ, зарисовки и панно по мотивам командировок в еврейские колхозы и коммуны, пейзажи и типы советских местечек, кадры из фильмов и плакаты. Но ее центральная часть посвящена камерной картине 1930-начала 40-х годов, сменившей агитационное и пропагандистское искусства первых послереволюционных десятилетий.

2.-Юдовин-С.-В-синагоге.-Иллюстрация-к-роману-М.-Мойхер-Сфорима-Путешествие-Вениамина-III.-1935-г.-МИЕВР.jpg

Юдовин С. «В синагоге». Иллюстрация к роману М. Мойхер-Сфорима «Путешествие Вениамина III». 1935 г. МИЕВР

Именно эти малоизученные произведения, созданные «в стол», позволяют увидеть 1930-40-х годы как важный этап в истории российской еврейской культуры, развивавшейся за пределами советизирующего фасада. Верхняя граница – начало сороковых годов – выбрана не только как завершающая точка проекта модернизации еврейства в СССР, но и как конец довоенной ленинградской культуры, сохранявшей живую связь с русским модерном.

В 2020 году выставка стала одним из победителей Второго конкурса грантов Российского еврейского конгресса на развитие музейных и выставочных проектов в области еврейской культуры. На рассмотрение экспертного совета поступили 64 проекта из 36 городов, а в составленный экспертами шорт-лист, который рассматривало жюри, вошли 20 проектов. В ближайшее время РЕК объявит прием заявок на свой Третий конкурс музейно-выставочных грантов. Подать заявки на конкурс вновь смогут любые некоммерческие, бюджетные и общественные организации: музеи, театры, общинные центры, научно-исследовательские институты, имеющие презентационные площадки в онлайн- или в офлайн-формате.

Источник: Антенна Daily

Похожие статьи