|
Илья Амигуд
Илья Амигуд

Старинные синагоги в Восточной Европе продают по цене подержанной машины

Старинные синагоги в Восточной Европе продают по цене подержанной машины
Интерьер синагоги в Слониме в 2007 г.

Ветхие постройки, оставшиеся пустыми, продаются задешево, но владельцам приходится проводить дорогостоящие реставрацию и техническое обслуживание, отмечает Times of israel.

Во время посещения белорусского города Слоним Илона Караваева влюбилась в 380-летнее полуразрушенное здание, в котором когда-то находилась одна из старейших синагог этого региона. Караваева, 40-летняя писательница из Минска, нееврейка, пишет под псевдонимом Ривз. Синагога была закрыта еще до войны, когда не менее трети населения Слонима были евреями. Практически все они были убиты нацистами. Здание синагоги много лет использовалось в качестве магазина.

«Стоя у Большой синагоги Слонима, я почувствовала, насколько мелки все мы перед лицом таких архитектурных памятников и традиций, которые они представляют», — сказала Караваева. На часть денег, вырученных от продажи квартиры в Минске (10 000 долларов), в декабре она приобрела синагогу у муниципалитета Слонима, пообещав, что восстановит ее. Илона была единственным участником аукциона.

Слонимская синагога — лишь одно из множества подобных строений, появившихся на рынке недвижимости Восточной Европы в последние годы. Караваева входит в небольшую группу людей, которые взяли на себя обязательства по их содержанию. «Здания, в том числе старинные, которые раньше были синагогами, довольно регулярно появляются на рынке, причем по относительно доступным ценам, — сказал Майкл Мэйл, основатель британского Фонда еврейского наследия (Foundation for Jewish Heritage), который помогает восстанавливать исторические еврейские постройки по всей Европе. — Однако восстановление подобных строений — сложный и дорогостоящий процесс», — добавил Мэйл. Караваева знает это не понаслышке. Сейчас она работает над привлечением двух миллионов долларов для реставрации, которая, как она надеется, займет десять лет.

Город Витебск, расположенный примерно в 220 км к северо-востоку от Минска, недавно предложил приобрести за символическую цену руины Большой Любавичской синагоги, где раньше молилась семья художника Марка Шагала.

Untitled-12-7.jpg
Руины витебской синагоги

В 2016 году кофейня Synagoga Café открылась в старой синагоге в городе Трнава в Словакии. Подрядчик Симон Стефунко купил обветшалое здание несколькими годами ранее, отремонтировал его в соответствии со строгими требованиями города и открыл там модное кафе.

По словам Стефунко, с финансовой точки зрения открытие Synagoga Café не имело смысла. Ремонт обошелся в миллионы долларов, которые кофейня не начала отбивать даже до закрытия в прошлом году из-за пандемии COVID-19. Но он все равно сделал это, «чтобы в городе осталась какая-то память от еврейской общины».

Patrons-at-Cafe-Synagoga-in-Trnava-Slovakia-on-September-13-2017.-Wikimedia-Commons.jpg
Кофейня в здании бывшей синагоги. Трнава, Словакия, 2017 г.

Продажа здания за символическую цену при условии последующей реставрации представляет собой новейшую стратегию управления историческими еврейскими архитектурными объектами, пришедшими в упадок после Холокоста.

До геноцида в Европе насчитывалось около 17 тыс. синагог. Сегодня сохранилось около 3300. По данным Фонда еврейского наследия, из них только 776 (23%) используются по своему прямому назначению. Большинство уцелевших синагог расположены в Восточной Европе, где они, как правило, были национализированы после Второй мировой войны.

Уничтоженные Холокостом и волной эмиграции, последовавшей за падением СССР и просоветских режимов, еврейские общины в таких местах, как Слоним и Витебск, практически исчезли, оставив свои бывшие учреждения властям. В Беларуси, где правит авторитарный режим и не принимались законы о реституции конфискованной еврейской собственности, многие из этих строений были внесены в список для защиты местными властями, у которых нет ресурсов для их восстановления. Статус памятника зачастую снижает рыночную стоимость здания, потому что застройщики не могут получить прибыль, приобретая их. Но многие здания, в которых размещались исторические синагоги в Восточной Европе, не получали статуса памятников или объектов культурного наследия, а это означает, что после продажи частным владельцам они могут быть перестроены или даже снесены.

Бывшая Большая синагога в городке Острино на Гродненщине выставлена ​​на продажу на аукционе, минимальная цена составляет около 40 долларов. Новый владелец столкнется с некоторыми требованиями по ее сохранению, но может использовать как склад или под жилье. А в 2019 году здание XIX века, бывшее когда-то синагогой в поселке Порозово, недалеко от Слонима, было продано за шесть тысяч долларов под склад. Подобные ситуации довольно распространены и в Западной Европе. В 2018 году 200-летняя синагога в городе Девентер на востоке Нидерландов превратилась в ресторан после того, как ее содержание стало недоступным для малочисленной местной общины.

Untitled-9.jpg
Синагога Девентера

Местные органы власти в Восточной Европе вернули историческим владельцам много недвижимости и другой собственности, конфискованной ранее у христианских и иудейских общин. Христианские общины смогли вернуть, восстановить или обменять многие из возвращенных им строений, иногда при финансовой поддержке Ватикана или православных церквей. Аналогичный процесс происходил и с еврейской собственностью.

В 2002 году мэрия Бобруйска вернула местной еврейской общине бывшую синагогу, которая использовалась в качестве армейского склада, а затем ателье. Эта единственная из 42 сохранившихся синагог города было отреставрирована и вновь заработала по своему прямому назначению благодаря усилиям энергичного местного раввина Шауля Хабабо, привлекшего необходимые средства. 

В Молдове раввин Шимшон Изаксон надеется осуществить аналогичную трансформацию в бывшей ешиве и синагоге раввина Иегуды Цирельсона — массивном комплексе зданий в центре Кишинева, который настолько обветшал, что остались только внешние стены. Но зачастую еврейские общины, унаследовавшие исторические синагоги, изъятые у них, когда они были значительно многочисленнее, не могут или не желают сохранять их для нужд своих современных прихожан. В начале марта обрушился массивный кусок крыши Большой синагоги 18-го века в Бродах Львовской области Украины. Другая часть здания, принадлежащая государству и внесенная в список памятников, обрушилась в 2006 году. Она была серьезно повреждена во время Второй мировой войны. Когда-то Броды были значительным еврейским центром, сегодня же там евреев не осталось.

Untitled-10.jpg
Синагога в Бродах в начале 20 в.

Еврейская община Сату-Маре (север Румынии) насчитывает около 100 членов. После переговоров о реституции в 1990-х годах она владеет 129 кладбищами и четырьмя синагогами, которые приходят в упадок, потому что община не может позволить себе их содержать. «По правде говоря, это здание истощает наши ресурсы, как и сотни могил, которые нам нужно сохранить и оградить, — заявлял в 2017 году в интервью Еврейскому телеграфному агентству Пол Десей, представитель общины, ответственный за недвижимость. — Но, с другой стороны, мы не можем и отказаться от этого. Это наше наследие, и мы несем за него ответственность». Похожая история произошла с молитвенным домом «Хевра теилим» в Кракове. В 2016 году это здание, принадлежащее общине, стены которого украшены представляющими историческую ценность фресками, было арендовано еврейской общиной Кракова и вновь открылось как модный ночной клуб под названием Hevre, несмотря на протесты некоторых членов общины.

Караваева, купившая здание в Слониме еще до того, как она увидела его интерьер, назвал его красоту причиной, по которой она решила совершить покупку. «У меня всегда была мечта построить церковь. Хотя бы маленькую, деревянную, — рассказала Караваева. — Когда я приобщилась к проекту строительства синагоги в Слониме, у меня возникло такое ощущение, что я на полпути к заветной цели. Или даже достигла ее».

Похожие статьи