|
Илья Амигуд
Илья Амигуд

Обновленный музей еврейской диаспоры отправит в путешествие по эпохам и континентам

Обновленный музей еврейской диаспоры отправит в путешествие по эпохам и континентам

Открытый после ремонта стоимостью 100 миллионов долларов Музей еврейского народа в Тель-Авиве «AНУ» («Мы») демонстрирует яркую палитру еврейской культуры с помощью артефактов, произведений искусства и интерактивных дисплеев, сообщает Times of israel.

Гитара, на которой Леонард Коэн играл на своем последнем концерте в Израиле в 2009 году, характерный кружевной воротник, который носила Рут Бейдер Гинзбург, и свиток Книги Эстер 15 века из Испании — всем этим предметам нашлось место в огромном открытом пространстве недавно открытого после реконструкции музея АНУ.

Музей (ранее носивший название Музей диаспоры, Бейт а-тфуцот), открылся 9 марта на территории Тель-Авивского университета. После реконструкции стоимостью 100 миллионов долларов, его площадь увеличилась в три раза — до 72000 квадратных футов (6690 кв. м.).

AP21068444001084-e1615387446627-640x400.jpg

Название «AНУ», что на иврите означает «мы», отражает амбициозную попытку представить более 4000 лет истории еврейского народа, заявили представители музея. Музей стремится стать гостеприимным домом для всех евреев и рассчитывает принимать более полумиллиона посетителей в год.

«Это самый большой по площади еврейский музей в мире, — отмечает Дан Тадмор, генеральный директор. — Он иллюстрирует всю историю еврейского народа, и поэтому реконструкция заняла 10 лет». Музей использует различные типы медиа, артефакты и интерактивные дисплеи. Посетителей музея встречает серия проекционных изображений еврейских семей со всего мира в натуральную величину с аудиоописаниями на шести языках. Портреты евреев и еврейских семей со всего мира в натуральную величину приветствуют посетителей в картинной галерее.

דן-תדמור-מנכל_-קרדיט-צילום-אנו-מוזיאון-העם-היהודי.jpg
Дан Тадмор

«Музей должен представлять всех, — сказала главный хранитель Орит Шахам-Говер. — Мы хотели, чтобы люди приходили сюда. Чтобы они увидели разнообразные экспонаты и поняли, что эта жизнь принадлежит им». Другая часть экспозиции посвящена еврейским достижениям в искусстве, от художественной литературы на идише до Голливуда. Артефакты включают пишущую машинку Исаака Башевиса Зингера, ноты композитора Ирвинга Берлина и модель инопланетянина, который не является евреем, но был создан режиссером-евреем Стивеном Спилбергом для его фильма. Посетители также могут «готовить» на цифровой выставке еврейской кухни от знаменитых шеф-поваров, делать фаршированные овощи или шакшуку, перемещаться по знаменитым произведениям искусства еврейских художников или читать цитаты с интерактивной выставки книг известных писателей-евреев. Черно-белые офорты израильского иллюстратора Ирмеяху Пинкуса с изображением известных евреев выполнены в духе Эла Гиршфельда, знаменитого карикатуриста, чьи работы украшали раздел «Искусство и досуг» в New York Times.

Ранее музей, открывшийся в 1978 году, был известен прежде всего своими диорамами и макетами синагог со всего мира. 11 таких моделей входят и в обновленную экспозицию. Рядом с ними расположились различные артефакты со всего мира, такие как джавза - струнный инструмент, на котором когда-то играли братья Аль-Кувейти, иракские музыканты начала 20-го века.

peled.jpg
Баал Шем Тов и Виленский Гаон. Современная графика Дана Пеледа

Интерактивная экспозиция позволяет посетителям послушать сефардские песнопения и стихи в исполнении израильских музыкантов, включая Этти Анкри, Барри Сахарова, Йонатана Разеля, Меира Баная и Шая Цабари. Фильмы показывают закончившееся провалом восстание иудеев против Римской империи 2000 лет назад и жизнь в эпоху создания Талмуда. Каждая часть музея соткана вместе с оригинальными произведениями искусства нынешних израильских художников, привнося современный штрих в древние сценарии. Израильский художник-граффити Нир Пелед создал в своей фирменной черно-белой графике портреты Баал Шем Това и Виленского Гаона размером во всю стену. Певица Нета Элькаям поет колыбельные разных эпох. По словам Тадмора, к воссозданию музея была привлечена команда из 50 научных консультантов, кураторов и экспертов, чтобы убедиться, что все гендеры, национальности и конфессии хорошо представлены.

«Мы хотели достучаться до всех, от Ташкента до Сан-Франциско», — сказал Тадмор.   

В то время как музей избегает некоторых из более острых политических вопросов, таких как, «кто является евреем», он занимается библейским иудаизмом, всесторонне рассматривая концепции Торы, развитие еврейского календаря и множество оригинальных произведений искусства.

אירינה-נבזלין-יו״ר-אנו-דירקטוריון-מוזיאון-העם-היהודי-ונשיאת-קרן-נדב_צילום-ינאי-יחיאל_.jpg
Ирина Невзлина

Капитальный ремонт стоимостью 100 миллионов долларов на треть профинансировал фонд «Надав» Леонида Невзлина. Еще 52 миллиона долларов поступили от других благотворителей и фондов из США, а 18 миллионов — от правительства Израиля. Дочь Невзлина, Ирина, жена министра здравоохранения Израиля Юлия Эдельштейна, является председателем совета директоров музея. Невзлина, которая выросла в Москве и не знала, что она еврейка до 12 лет, сказала, что музей «рассказывает историю для всех». «Нравится нам это или нет, но мы все занимаемся проблемами идентичности, — сказал Невзлина. — Мы хотели рассказать историю о том, откуда мы родом, и гордиться тем, кто мы есть».

Похожие статьи