|
Мария Якубович
Мария Якубович

Песах: запрет на китнийот теряет популярность

Песах: запрет на китнийот теряет популярность

Песах, без сомнения, является самым сложным из еврейских праздников с точки зрения кулинарии из-за прямого запрета на хамец, закваску. Под запрет попадает любой хлеб наряду с огромным количеством блюд, приготовленных из пшеничной муки, ячменя, полбы, ржи и овса.

Но наряду с этим глобальным запретом есть еще одно ограничение: запрет на китнийот. Строго говоря, это скорее обычай, чем закон, но он еще больше сужает «пищевой спектр» этого праздника, сообщает Jerusalem Post.

Формально китнийот – «мелкие», от «катан» – «маленький» – класс растительных продуктов питания, которые по ашкеназской традиции не употребляют в пищу в Песах из-за опасения (или традиции опасения) что к ним мог подмешаться хамец. В более употребительном смысле это бобовые, кукуруза и рис, которые средневековые раввины в ашкеназских общинах запрещали из-за их сходства в молотом виде с пшеничной мукой. Горские евреи, согласно своей традиции, употребляют в дни Песаха рис, но отказываются от кукурузы и бобовых.

Специалист по истории еврейского права на факультете Талмуда Университета Бар-Илан профессор Джеффри Вульф подчеркивает значение любых древних обычаев в еврейской жизни и еврейском праве. «Традиция обязывает, потому что это традиция. Это очень важный и формирующий аспект каждой религии, он связывает вас с семьей и со своими единоверцами. И в еврейском законе это имеет огромное юридическое значение, – убежден профессор Вульф. – Сила и харизма обычаев в традиционном обществе огромны. В них присутствует аура святости».

Но современное производство продуктов питания означает, что многие обработанные пищевые продукты содержат различное количество китнийот, или их производных, например, масел. Становится все труднее находить продукты, не содержащие китнийот. В последние годы это привело к росту негативной реакции на запрет, вплоть до постановлений раввинов и кампаний в социальных сетях типа «Фронт освобождения от китнийот».

Возможно, из-за сопротивления обычаю количество его соблюдающих значительно уменьшилось.

Профессор Вульф указал на исторические попытки отказаться от запрета на китнийот. Реформистское движение в Европе XIX века стремилось «урезать» различные второстепенные традиции, чтобы оправдать более существенные изменения в будущем и сохранить в своей полноте главные еврейские обычаи. Одним из обычаев, которое реформистское движение сочло устаревшим, был запрет на китнийот в Песах. Разумеется, это вызвало сильную реакцию отторжения со стороны ортодоксального руководства, которое рассматривало этот обычай как красную линию: нельзя переходить ее, если паства стремится сохранить веру.

Многие израильские ашкеназы продолжают соблюдать эти ограничения, и в первую очередь — ультраортодоксальное сообщество; его раввинское руководство упорно настаивает на сохранении запрета китнийот. На этом также настаивают многие известные раввины в религиозно-сионистском сообществе.

Но некоторые из лидеров религиозно-сионистского сообщества все же считают, что продукты с крошечным содержанием хамца, масла из него, а также бобовые, кукуруза и рис не должны входить в запрет. Например, раввин Дов Лиор, один из самых авторитетных арбитров еврейского права, писал, что китнийот в Песах употреблять допустимо.

В 2007 году три раввина – Давид Бар-Хаим, Иегошуа Бух и Хаим Вассерман – из «Махона Шило», учреждения, занимающегося изучением еврейских законов и обычаев, практикуемых в Израиле, издали постановление, разрешающее евреям-ашкенази есть китнийот.

Согласно исследованию, опубликованному в 2019 году Институтом политики еврейского народа (JPPI), только 53% соблюдающих кашрут евреев-ашкеназов в Израиле соблюдают и запрет на китнийот. Это же исследование показало, что даже большинство консервативного крыла религиозно-сионистского сектора, лидером которого является раввин Лиор, уже давно полностью от китнийот не отказываются. Единственный сектор, где запрет все еще наблюдается в большинстве (около 71%) – ультраортодоксы (харедим).

Старший исследователь JPPI Шмуэль Рознер уверен, что за пределами ультраортодоксального сообщества этот обычай может исчезнуть через одно или два поколения.

Тем более что большинство евреев-сефардов никогда не придерживались обычая исключать китнийот на Песах, а сефарды с небольшим перевесом составляют большинство евреев в Израиле.

Профессор Вульф говорит, что иммигранты из англоязычных стран тоже возмущаются этим обычаем, так как редко сталкивались с проблемами китнийот до переезда в Израиль. Рост числа людей, страдающих непереносимостью глютена, рост вегетарианства и веганства оставляют этих людей вообще без еды на Пасху, если они не могут потреблять китнийот, и составляют еще одну демографическую группу «недовольных китнийот».

Вульф признал, что особенные трудности запрет на китнийот создает для семей смешанного сефардско-ашкеназского происхождения.

Три раввина из «Махона Шило» утверждают, что граждане Израиля теперь не являются ни ашкеназами, ни сефардами, но стали «евреями Земли Израиля» и поэтому должны соблюдать общие обычаи народа Израиля и забыть предыдущие обычаи.

В конечном счете межобщинные браки могут уничтожить запрет вместе с другими традициями, относящимися лишь к одной из двух этнических групп, говорит Вульф. «Это может привести к конфликту традиций с обеих сторон; и поэтому какая-то новая, компромиссная, общепринятая для Израиля традиция, Minhag Yisrael (minhag – «обычай»), может возникнуть и укрепиться, хотя я и не думаю, что она станет полностью однородной. Взрастет что-то новое, но на это потребуется некий разбег. Все религиозные сдвиги требуют времени, но нет никаких сомнений в том, что они произойдут».

Похожие статьи