Родившегося в 1940 г. еврейского мальчика по имени Шахна Гиллер успели вовремя переправить на арийскую сторону Кракова, где его приютила бездетная христианская семья Яховичей.
Мать Шахны передала также несколько писем, в которых горячо благодарила Яховичей и просила, в случае своей и мужа гибели вернуть Шахну еврейскому народу. В 1943 г. родители Шахны погибли, как и большинство евреев Кракова. Яховичи, которым и самим немало пришлось претерпеть, скрывая ребенка от немцев и подозрительных соседей, привязались к нему. И в какой-то момент пани Яхович решила его крестить и воспитать настоящего доброго католика.
В 1946 г., уже после окончания войны, она обратилась к молодому, недавно рукоположенному священнику, о котором уже шли слухи как о мудром и заслуживающем доверия патере. Пани Яхович все ему рассказала. Священник ее внимательно выслушал, а затем спросил, каково было на этот счет желание родителей. Услышав ответ, священник объяснил пани Яхович, что в этом случае нельзя крестить ребенка — он должен остаться евреем.
Молодого священника звали Кароль Войтыла. Это был будущий папа Иоанн Павел II.
Трудно сказать, насколько эта история с крещением достоверна. Сам папа Иоанн Павел II ее не подтверждал. Но она как нельзя лучше характеризует его личность.
Иного отношения к евреям вряд ли можно было и ожидать. В своем родном городке Вадовице Кароль Войтыла или, как его звали, Лолек, с раннего детства был окружен евреями. Особенно Лолек дружил с Ежи Клюгером, которого звали Юрек. Порой класс делился на две футбольные команды: польская играла против еврейской. Лолек стоял на воротах — и когда евреев на игру набиралось недостаточно, Лолек играл за них. Детский струнный квартет, в котором играл Юрек, состоял из двух евреев и двух поляков — его любил слушать Лолек.
Когда Юрек, вслед за Лолеком, сдал выпускные экзамены, он побежал в церковь поделиться радостью с Лолеком, где тот прислуживал. Один из прихожан спросил Юрека, что тут делает еврей, и услышавший это Лолек заметил: «Мы все дети одного Бога».
Детские воспоминания стали основой пожизненной привязанности и программой действий будущего папы. Уже после освобождения из Освенцима 13-летняя Эдит Зирер оказалась на старой железнодорожной станции. Обессиленная, голодная она лежала на холодном перроне и готовилась к смерти, когда ее увидел молодой священник в сутане, принес ей чаю и бутерброд. Потом он нес ее три километра на спине до вокзала, откуда поезд отправлялся в Краков. Эдит приняла за священника молодого семинариста Кароля Войтылу — он стал священником только в следующем году.
Первой любовью Лолека была еврейская девушка Гинка Беер, «с огромными темными глазами и копной черных волос». В 1937 г. она эмигрировала в Палестину. Спустя полвека Гинка вспоминала: «Кароль был очень расстроен. Он спросил, почему я уезжаю. Я сказала. Несколько раз он повторил: “Не все поляки антисемиты. Ты же знаешь, что я не такой!”. Я ответила, что таких, как он и его семья, очень мало. Он от волнения не мог произнести ни слова. Мы расстались молча».
Почти все еврейские друзья его детства и юности сгорели в Холокосте. Юрек, Эдит Зирер и Гинка Беер выжили.
Эдит Зирер эмигрировала в Израиль. В 1978 г. она записала воспоминания о спасшем ее семинаристе. Потом, в 1997 г., они встретились в Ватикане.
Папа и Гинка Беер, теперь уже Регина Розенфельд, встретились 50 лет спустя, когда папа на площади св. Петра организовал встречу довоенных жителей Вадовице. Папа узнал ее, спросил о сестре и родителях. Узнав, что мать Гинки погибла в Освенциме, а отец был убит в Советском Союзе, молча взял ее руки в свои и стал молиться: «на площади были тысячи людей, но несколько секунд нас было только двое».
Юрек и Лолек потеряли следы друг друга на долгие десятилетия, считая друг друга погибшими. Юреку довелось еще во время войны изведать ГУЛАГ, куда их засадили вместе с отцом. Они встретились в 1965 г., когда папа Иоанн Павел II совершил свой исторический визит в Израиль. Ежи Клюгер был приглашен в Яд Вашем на встречу, где они снова обняли друг друга. Об их дружбе написано несколько книг.
Еще немало десятилетий историки будут обсуждать громадную роль папы Иоанна Павла II в мировой политике, крахе коммунистической системы, преобразовании католической церкви. А также в развитии диалога и взаимопонимания с евреями после веков гонений и крови — на чем папа настаивал не только по велению разума, но и сердца.
18 мая папе Иоанну-Павлу II исполнился бы 101 год.