|
Илья Амигуд
Илья Амигуд

Мариенбад: место, где раввины встречались с королями

Мариенбад: место, где раввины встречались с королями
Семья венгерских евреев на отдыхе в Мариенбаде

Больше века назад врачи в Центральной Европе активно рекомендовали своим пациентам «уединенные прогулки в лесу» и минеральную воду богемских источников. Среди говоривших на идише евреев излюбленным таким курортом был Мариенбад.

Окруженный десятками источников воды с высоким содержанием минералов, Мариенбад был местом, где знатоки Торы из Польши общались с Зигмундом Фрейдом и даже с самим Эдуардом VII, королем Великобритании. Украшенный сложными фонтанами, набережными и конференц-залами, город идеально подходил для проведения съездов и конференций.

«В Мариенбаде они все перемешались, и раввины пытались влиять на публику еврейским и позитивным образом, не вызывая у нее антагонизма», — пишет Дэвид Лейтнер, автор книги Marienbad & Beyond («Мариенбад и окрестности»), посвященной роли, которую его предки сыграли в расцвете курортного городка.

До нацистской оккупации семья Лейтнера, хасиды, управляла отелем David Leitner Hotel National, основанным его прадедом. По словам Лейтнера, который живет в английском Манчестере, принимая у себя мировых знаменитостей, персонал отеля узнавал мировые новости от их непосредственных участников.

hotelentrance-1024x640.jpg
Вижницкий ребе выходит из отеля Лейтнера

Например, когда голландская королева Вильгельмина была в Мариенбаде, она стала свидетельницей того, как тысячи людей приветствовали на вокзале прибывшего туда хасидского ребе Цви Гирша Спиру из Мункача (ныне Мукачево). Попросив о встрече с ребе, королева рассказала ему о своем бесплодии. Произнеся несколько благословений во время их встречи, Мункачский ребе заверил королеву, что ее род будет продолжаться. Через несколько месяцев королева забеременела принцессой Юлианой, ставшей наследницей престола. (Годы спустя, когда нацистская Германия захватила Центральную Европу, королева Вильгемина вмешалась, чтобы помочь 80 выдающимся раввинам получить въездные визы в Нидерланды.)

Мариенбад, ныне известный под своим чешским названием, Марианске-Лазне, открыл свою первую бальнеологическую лечебницу, «У золотого шара», еще в конце 18 века. В 1820 году евреям было позволено селиться в Мариенбаде, который они раньше посещали с лечебными целями. Община построила синагогу и управляла многочисленными благотворительными и иными учреждениями.

lead-1024x640.jpg
Гурский ребе со своими хасидами в Мариенбаде. 1920 г.

Хотя Мариенбад никогда не был исключительно еврейским курортом, все три богемских города с источниками, Карлсбад, Мариенбад и Франценсбад, часто ассоциировались с евреями. Еврейские общины Вены, Праги и Берлина помогли со строительством лечебницы, которая сделала источники доступными для бедняков.

В отеле «Националь» стандартом являлись кошерная еда и водопровод в каждом номере. Здание также было оборудовано лифтом и центральным отоплением. К услугам посетителей из числа религиозных евреев были миква и синагога, потолок которой был выкрашен в синий цвет. Гордостью владельцев являлись висевшие в фойе портреты 50 великих мудрецов Торы, часто бывавших здесь.

author-david-300x480.jpg

Дэвид Лейтнер

Один из разделов книги Лейтнера посвящен 3-му съезду ортодоксального движения «Агудас Исроэль» в 1937 году. Курт Лейтнер, отец автора, был секретарем-организатором, ответственным за общение с 5000 делегатами, размещенными в отелях по всему городу, включая его собственный.

Главная резолюция съезда была направлена против сионизма: «Еврейское государство, не основанное на принципах Торы, является отрицанием еврейской идентичности, противоречит истинному положению нашего народа и подрывает основы его существования». Это был последний съезд ортодоксального еврейства перед Холокостом.

Похоронный звон по еврейскому Мариенбаду прозвучал вместе с Хрустальной ночью в 1938 году. Синагога и кладбище были разрушены, и большая часть общины бежала в Прагу. Вскоре после этого местная газета хвасталась «городом, свободным от евреев».

Курт Лейтнер занимал пост секретаря Федерации чешских евреев во время нацистской оккупации. По словам Дэвида Лейтнера, его отец помог опубликовать основополагающий документ «Преследование евреев в нацистской Словакии», в котором мир был предупрежден о разворачивающемся геноциде.

KG3-1024x640.jpg
Съезд «Агудас Исроэль» в Марианске-Лазне

После Холокоста еврейская жизнь в Мариенбаде — хотя и в гораздо более скромном виде — возродилась. Однако к 1972 году основные еврейские учреждения закрылись из-за отсутствия финансирования и прихожан. С тех пор основным источником еврейской жизни является поток израильских туристов.

1920-belzer-rabbi-1-1024x640.jpg
Белзский ребе со своими хасидами в Мариенбаде. 1920 г.

«Еврейская клиентура в Мариенбаде отсутствует, хотя местные очень хотели бы, чтобы она вернулась — по экономическим причинам, — сказал Лейтнер в интервью Times of Israel. — Многие русские и немцы до сих пор посещают этот уникальный город, и я понимаю, почему немцы покупают там квартиры».

Marienbad-King-Edward-of-England-Cross-spring-1024x640.jpg
Открытка, выпущенная в честь посещения Мариенбада королем Великобритании Эдуардом VII

На перекрестке между востоком и западом Мариенбад был местом, где Франц Кафка мог составить компанию Белзскому ребе во время прогулки по лесу. Хотя Мариенбад больше не является еврейским городом, Лейтнер несколько раз бывал там и сказал, что ему понравилось: «Мариенбад не развращен современными развлечениями. Здесь нет порнографических плакатов, и поэтому это очень "морально" чистое место для отдыха на природе».

Похожие статьи