|
Хана Рафаэль
Хана Рафаэль

Игорь Губерман представил «Гарики из Иерусалима» в Тверии

Игорь Губерман представил «Гарики из Иерусалима» в Тверии

6-го июня в Тверии состоялась презентация книги Игоря Губермана «Гарики из Иерусалима». В актовом зале молодёжного центра «Мерказ цэирим» собрались почитатели известного поэта-юмориста. Открыл мероприятие сам Игорь Миронович, сразу же начав цитировать свои искрометные четверостишия, вызвавшие смех и овации зрителей. Затем он вкратце поведал о своем жизненном пути, отголоски которого выражены в его творчестве. За 60 лет он написал около 5000 стихотворений и четверостиший — гариков.

Первое отделение презентации книги завершилось небольшим концертом иерусалимского певца, тенора Михаэля Рискина, концертирующего со своими сольными программами по всему миру, выпускника вокального факультета Музыкальной академии им. Рубина и вокальной студии при Новой израильской опере. Он же является составителем и переводчиком первого издания гариков в переводе на иврит «Карась в канализации» (2007). Правда, как пошутил певец, некоторые нецензурные словообразования, порой используемые Губерманом, ему не удаётся отыскать в словаре и потому приходится находить творческие решения и «обогащать» иврит. Каждое четверостишие И. Губерман и М. Рискин читали поочередно, Губерман по-русски, Рискин — на иврите, и выглядело это, словно дуэт, заметно было прекрасное созвучие перевода и оригинала и великолепная дикция певца.

Книга Игоря Губермана «Гарики из Иерусалима» состоит из 500 гариков, в подготовке ее к изданию принимала участие команда профессионалов, среди них:

- Леонид (Леон) Литинецкий: продюсер проекта;

- Михаэль Рискин: составитель и переводчик;

- Элькана Эрлих: корректор.

Предисловие к книге написали Леонид Литинецкий и Михаил Рискин, красочно оформил книгу художник Вольф Бульба.

Игорь Миронович относится к плеяде талантливых советских поэтов 1960–1970-х гг. — шестидесятников. Как и все известные литераторы того времени, он писал от руки, а затем печатал на машинке, и многое из его творчества, переходило в народ «подпольно» — из рук в руки. Его гарики кратки, но метки, и поэтому запоминаются с первого раза. За смелость в осмеянии режима и его нелепостей он угодил в тюрьму, где тоже продолжал творить. Он побывал на гастролях по всему Израилю и в разных странах мира (шутит, что, мол, везде был, только Африку не удалось посетить).            

Программу презентации своей книги И. Губерман разделил на три этапа. Вначале представил книгу «Гарики из Иерусалима» из 12 глав, процитировав лучшие. И по ходу рассказывал зрителям смешные и казусные истории из своей жизни. Сами названия глав говорят сами за себя, немного длинноваты, но мудрые, с юмором, порой содержат нецензурную лексику, вот некоторые из них:

«Увы, но истина блудница, ни с кем ей долго не лежится»;

«Господь лихую шутку учинил, когда сюжет еврея сочинил»;

«Семья от Бога нам дана, замена счастию она»;

«В любви прекрасны и томление, и апогей, и утомление» и т.д.

«Для меня Израиль, — говорит поэт, — не только историческая страна предков, но и ещё фантастическое государство, здесь даже камни источают запах истории. На тему еврейства у меня написано немало гариков. Вот два из них:

Вчера я вдруг подумал на досуге,

Нечаянно, украдкой, воровато,

Что если мы и вправду Божьи слуги,

То счастье — не подарок, а зарплата.

Еврейский дух слёзой просолен, душа хронически болит.

Еврей, который всем доволен — покойник или инвалид.

После небольшого антракта некоторые зрители обратились к поэту с вопросами, на которые он отвечал предельно кратко. Например, на вопрос: как он может охарактеризовать через призму своего творчества политический кризис в Израиле, ответил: готовлюсь к пятым выборам. Был вопрос и о семье, на что он ответил, что счастлив в браке 56 лет. Его супруга Татьяна Либединская — филолог по образованию, у них двое детей: сын Эмиль работает программистом, дочь, тоже Татьяна, воспитателем в детском садике. У них восемь внуков и правнуков. Были и вопросы о любви, пандемии, карантине и многом другом.

Игорь Губерман, несмотря на почтенный возраст, не теряет популярности и оптимизма, благодаря тому, что продолжает сочинять и дальше свои замечательные гарики. Но в них все больше слышно о том, что он в настоящее время чувствует:

Мозги мои уже не в лучшем виде,

У памяти всё время острый спазм,

И часто, например, в театре сидя,

Я путаю катарсис и оргазм.

 

Пора, мой друг, пора, ничуть, не рано,          

Ушли уже напор, накал и прыть,

Стишки текут из некоего крана,

Который надо вовремя закрыть…

 

Учился, путешествовал, писал,

Бывал и рыбаком, и карасём;

Теперь я дилетант – универсал

И знаю ничего, но обо всем.

 

Похожие статьи