|
Захар Гельман
Захар Гельман

ЦАХАЛ помнит всех

ЦАХАЛ помнит всех
Попавший в 1982 году в плен к палестинским боевикам танкист Хази Шай в 1985 году вернулся на родину. Фото: с сайта www.erim-pow.co.il

За всю историю ЦАХАЛ (Армии обороны Израиля) без вести пропало 224 военнослужащих. Их поиском занимаются отделы пленных и без вести пропавших (ОПБП), созданные во всех израильских спецслужбах.

Там работают специалисты разных профилей, которые задействуют агентурные каналы, используют технические средства для получения информации о пленных и пропавших без вести израильских военных. Более того, основная цель сформированного армейского подразделения «Эйтан» («Сильный») состоит в проведении, если потребуется, масштабных мероприятий по поиску пленных и пропавших без вести. Работу всех ведомств координирует Канцелярия главы правительства.

За последние десять лет были установлены места захоронения более 50 израильских военных, которые не числились ни среди живых, ни среди мертвых. Еще на одного солдата неизвестной судьбы стало меньше, когда премьер-министр Нетаньяху обратился к президенту Путину с просьбой оказать содействие в поиске останков израильских военнослужащих, пропавших в ходе Первой ливанской войны 1982 года. И такая помощь была оказана.

Первая ливанская

Историческая область на севере Израиля, граничащая с Ливаном, именуется Галилеей. Бронеколонны ЦАХАЛ вошли на эту территорию 6 июня 1982 года с целью уничтожения баз палестинских боевиков, создавших там в конце 1970-х, по сути, самостийное террористическое образование. Так началась первая Ливанская война, которая в еврейском государстве именуется военной операцией «Мир Галилее».

В преддверии этой операции палестинские бандформирования осуществили на территории Израиля такие крупномасштабные теракты, как захват в заложники и убийство 21 школьника в Маалоте, городе в Западной Галилее, и нападение на пассажиров автобуса на шоссе Тель-Авив – Хайфа, приведшее к убийству 38 израильтян. С территории Ливана палестинцы из реактивных установок советского производства вели непрерывный обстрел северных районов Израиля. На стороне палестинских боевиков сражались сирийские танковые и мотопехотные подразделения.

Бой под ливанской деревней Султан-Якуб, примерно в семи километрах от сирийской границы, начался на пятые сутки операции «Мир Галилее» и продолжался всю ночь. Только к утру израильским военнослужащим, попавшим в окружение, удалось разомкнуть клещи, потеряв убитыми 18 (по другим данным, 35) человек и десять подбитых танков.

Танкисты Захария Баумель, Ариэль Либерман, Цви Фельдман, Зоар Лившиц и Хази Шай, а также двое солдат мотопехоты были объявлены пропавшими без вести. О них долгое время ничего не было известно.

Судьба Ариэля Либермана прояснилась в 1984 году, когда в результате обмена он вернулся из сирийского плена. В 1985 году домой вернулся Хази Шай, оказавшийся в руках палестинских боевиков.

В ходе кропотливой работы сотрудников ОПБП – операция по поиску пропавших танкистов получила название «Рехес арим» («Горный хребет») – было точно установлено, что Захария Баумель и Зоар Лившиц погибли и были похоронены сирийцами в Ливане. Однако израильские военные не нашли в этих могилах упокоения. Через какое-то время сирийцы их перезахоронили на кладбище в бывшем лагере палестинских беженцев Ярмук, которое сейчас оказалось внутри муниципальных границ Дамаска.

Важно иметь в виду, что на кладбище Ярмук нашли свой последний приют и погибшие сирийские военные, и палестинские боевики. Перезахоронения проводились второпях, и многие трупы были перепутаны. Когда сирийская правительственная армия освободила Ярмук от боевиков «Исламского государства» (террористическая организация, запрещенная в РФ и ряде других государств), российские спецназовцы смогли начать поиск останков израильских танкистов.

Такой поиск всегда затруднителен, ибо требует решения комплексных методических и научно-технических задач. Татьяна Алешкина в диссертации «Использование научно-технических средств и методов в розыскной деятельности следователя», представленной на соискание кандидатской степени в Юридическом институте МВД РФ в 2001 году, отмечает, что «в розыскной деятельности... весьма трудоемким оказывается розыск закопанных трупов». Для обнаружения находящихся в земле человеческих останков используются газоанализаторы различных типов.

Российские исследователи разработали методику идентификации трупов по разным признакам. Этой проблеме, например, посвящена диссертация на степень доктора юридических наук «Криминалистическое отождествление человека в обычных условиях и чрезвычайных ситуациях», защищенная Юрием Дубягиным в Научно-исследовательском институте проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ в 2002 году. Согласно саудовской газете «Аш-Шарк аль-Аусат», российские военные «эксгумировали на кладбище лагеря Ярмук множество тел и провели анализ их ДНК, прежде чем вернуть тела обратно в могилы».

Перезахоронения на кладбище Ярмук происходили в спешке. Когда извлекали останки погибших для идентификации, то нередко в одной могиле находили документы на разные фамилии. Такая путаница порождала дезинформацию, что пропавшие израильские танкисты якобы живы и находятся в руках тех или иных террористических группировок.

Российским военным удалось идентифицировать останки старшего сержанта Захарии Баумеля, уроженца Нью-Йорка, который в возрасте десяти лет вместе с родителями репатриировался в еврейское государство. В последнем своем бою 10 июня 1982 года он служил командиром танка в батальоне резервистов 90-й бронетанковой дивизии ЦАХАЛ.

Тело Захарии было обнаружено в ходе операции по поиску его останков под кодовым названием «Певец скорби» («Замар нуге»), последнюю точку в которой поставили именно российские спецназовцы.

Нетаньяху, выражая благодарность лично Путину и российским военным, назвал возвращение из Сирии останков Захарии Баумеля «выдающейся работой». Российский лидер попросил передать привет семье Баумеля. В ответ израильский премьер-министр сказал: «Родители Захарии были очень взволнованы, а когда узнали, что вы лично содействовали поискам, просили передать вам свою огромную благодарность». Нетаньяху также поблагодарил российского начальника Генштаба Валерия Герасимова и спецпосланника Путина в Сирии Александра Лаврентьева.

Тело Баумеля было передано израильской стороне в ходе торжественной церемонии и доставлено в Израиль из Москвы рейсом израильской авиакомпании «Эль-Аль». В Институте судебно-медицинской экспертизы в Абу-Кабире (квартал в Тель-Авиве) провели обязательную в таких случаях процедуру опознания, включая анализ ДНК. Вместе с телом Захарии семье передали его личные вещи.

На встрече с Нетаньяху в Кремле Путин заявил, что российские военные в случае обнаружения новых свидетельств о пропавших израильтянах в районе лагеря Ярмук немедленно сообщат о них израильской стороне. При этом Путин подчеркнул, что Россия содействует в поиске пропавших израильтян в разное время и при различных обстоятельствах.

Церемония прощания

Останки старшего сержанта Захарии Баумеля упокоились на Национальном военном и полицейском кладбище на горе Герцля (холм в западной части Иерусалима, рядом с Иерусалимским лесом, названный в честь Теодора Герцля, основателя политического сионизма).

В церемонии похорон приняли участие президент Израиля Реувен Ривлин, премьер-министр Биньямин Нетаньяху и родственники погибшего воина.

Более 30 лет в надежде увидеть сына и брата жила его семья. Последнее письмо от Захарии его родители – Йон (скончался в 2009 году) и Мириам Баумель (сегодня ей 91 год) – получили в июне 1982-го. В конверт была вложена и фотография в военной форме с успокаивающими словами: «Не волнуйтесь, все в порядке». Через несколько дней в дом постучались военные оповестители, сообщившие, что старший сержант Захарий Баумель пропал без вести.

ЦАХАЛ – единственная армия в мире, в которой о гибели военнослужащего, пленении его или тяжелом ранении (когда военнослужащий сам не в состоянии позвонить), а также потери с ним связи в течение долгого времени семью извещают не звонком, а личным визитом трех представителей армии. В народе визиты таких оповестителей называются «стуком в дверь». Затем опеку над семьей осуществляет специальный отдел армии по работе с семьями павших, тяжело раненых и пропавших без вести.

Родители Захарии, разумеется, надеялись, что их сын каким-то чудом остался жив и вернется домой. Но чуда не произошло. Спустя 39 лет останки сына вернулись, чтобы навсегда остаться в родной земле. Теперь у семьи есть место, где они могут склонить головы в память о сыне и брате.

Провожая в последний путь военнослужащего, глава государства президент Ривлин сказал: «Сегодня мы выполнили клятву, данную нашим сыновьям и дочерям, ставшими в строй ЦАХАЛ. Мы еще и еще раз заявляем, что делаем и будем делать все возможное и самое невозможное, самое невообразимое для того, чтобы вернуть домой солдат, оставшихся на поле боя. Мы выполним наш священный долг по возвращению домой останков тех, кто пал, защищая страну».

«Мы ждали этого мгновения много лет, – сказал премьер-министр Нетаньяху. – Стремление вернуть близких домой – неотъемлемая часть нашей идентичности, еврейской и израильской. Братство и солидарность – вот что связывает наш народ, нашу армию, наше государство. Основную роль в гуманитарной операции возвращения на родину останков старшего сержанта Баумеля сыграла Россия».

Полковник в отставке Янив Рохов, много лет проработавший в аналитическом отделе Министерства обороны Израиля, в беседе с «НВО» сказал: «Весьма действенную и открытую помощь, оказанную Москвой в поиске останков израильского солдата Захарии Баумеля, следует рассматривать не только как гуманитарный жест, но и как демонстрацию возможностей самой большой по территории страны мира одновременно поддерживать отношения с разными по интересам государствами: с одной стороны, с Сирией и Ираном, с другой – с Израилем. Вряд ли можно сомневаться в том, что торжественная церемония передачи останков Баумеля с почетным караулом и израильским флагом в Министерстве обороны РФ не вызвала раздражение в Сирии и Иране. Но российское руководство посчитало нужным осуществить передачу останков именно так, а не иначе».

Сирийские военные не мешали. Даже оказывали содействие. В качестве жеста доброй воли израильтяне освободили из тюрем двух сирийских заключенных – 35-летнего члена палестинского движения «Фатх» Ахмеда Хамиса, осужденного за попытку похищения израильских солдат, и 57-летнего Зидана ат-Тавиля из сирийской деревни на Голанских высотах, арестованного за контрабанду наркотиков. Освобожденные были переданы Красным Крестом сирийской стороне на КПП «Кунейтра».

21-9-1480.jpg

Останки погибшего 37 лет назад Захарии
Баумеля вернуть в Израиль помогла Россия.
Он был похоронен с почестями.  Фото Reuters

Невероятно, но факт

На сегодняшний день неизвестно местонахождение останков танкистов Цвики Фельдмана и Иегуды Каца, которые погибли вместе с Захарией Баумелем.

Как в воду канул Гай Хевер, военнослужащий артиллерийского подразделения, который в военной форме и с личным оружием 17 августа 1997 года возвращался домой с базы «Реэм» на Голанских высотах, недалеко от границы с Сирией. Его исчезновение можно считать беспрецедентным в истории ЦАХАЛ, так как он пропал во время относительного спокойствия, когда никакие военные действия в том районе не велись.

Еврейское государство и семья Гая предлагали крупные денежные вознаграждения за любую информацию о его местонахождении. ОПБП проверяло различные версии исчезновения солдата, включая похищение террористами, преступление на криминальной почве и личную трагедию.

В 2010 году немка Мириам Коинике, исследовательница иудаизма, сообщила израильской полиции, а затем и родителям Гая, что пятью годами ранее, оказавшись в тюрьме в сирийском городе Алеппо, она случайно в служебном кабинете увидела молодого человека, который мог быть Гаем Хевером. Коинике утверждала, что этот мужчина говорил на иврите и не произнес ни слова на арабском языке. «Его лицо было очень узким. Цвет кожи – коричневым. Он был застенчив. Один из присутствующих следователей задавал вопросы на арабском, другой переводил на иврит, третий вел протокол», – рассказала Коинике родителям Гая Хевера.

Этот рассказ можно было бы считать совершенно неправдоподобным, если бы его не поддержали бывший германский разведчик Эрнстом Урлау (президент Федеральной разведывательной службы в 2005−2011 годах) и авторитетный израильский востоковед Мордехай Кедар. Однако если Гай Хевер находится в руках Дамаска, то почему сирийцы или подконтрольные им формирования не выдвинули за 24 года никаких требований Израилю?

До сих пор не поставлена точка в трагической судьбе капитана израильских ВВС Рона Арада. 16 октября 1986 года самолет, который пилотировали Арад и летчик Ишай Авирам, был сбит над территорией Ливана. Экипаж успел катапультироваться. Авирама подобрал спасательный армейский вертолет, а Арада захватили боевики шиитской террористической организации «Амаль» («Надежда»). Эта организация, фактический союзник другой ливанской террористической организации «Хезболла», иногда конкурирует с ней, и нередко на поле боя.

Захват Рона Арада «Амаль» считает большой своей удачей. Несколько лет израильский штурман находился в руках Мустаы Дирани, главы службы безопасности «Амаля». В 1994 году Дирани был похищен израильским спецназом из Ливана с целью получения информации о местонахождении захваченного в плен Арада. Дирани пробыл в заключении в Израиле до 2004 года, когда был освобожден в рамках обмена пленными с «Хезболлой».

В 1989 году Дирани, в чьих руках тогда еще оставался Рон Арад, по данным израильских и германских спецслужб, продал израильтянина за немалые деньги представителю иранских Стражей Исламской революции в Ливане генералу Али Резе Аскари. Штурмана содержали в изоляции и в условиях строжайшей секретности. Далее следы пленника теряются. Заметим, что судьба и самого генерала Аскари, занимавшего одно время должность заместителя министра обороны Ирана, не очень ясна и даже таинственна, если иметь в виду его бегство в США в феврале 2007 года.

Предположительно, Арада по каким-то причинам вернули в Ливан, где он умер (или был умерщвлен) в 1995 году. Пока Арад находился в плену, ему периодически присваивались звания – майора, подполковника и полковника. ОПБП продолжает поиски Рона Арада – живого или мертвого.

Вернуть и захоронить

Израиль настаивает на возвращении тел израильских военнослужащих – лейтенанта Адара Гольдина и сержанта Орона Шауля, убитых в секторе Газе в 2014 году в ходе операции «Несокрушимая скала». Тела их до сих пор удерживает ХАМАС.

Тело повешенного 18 мая 1965 года в Сирии сорокалетнего израильского разведчика Эли Коэна до сих пор не возвращено в еврейское государство. Через пять лет после его казни агенты одной из израильских спецслужб пытались выкрасть тело казненного разведчика, чтобы предать земле в Израиле. Операция закончилась неудачей. Опасаясь дальнейших подобных попыток израильтян, сирийцы переместили тело казненного в бункер глубиной 30 м, находящийся на территории военной части в Дамаске.

Не исключено, что речь сейчас может идти только о прахе Коэна. Израильское правительство и семья Коэна во главе с братом Морисом и с женой Надей ведут постоянную борьбу за возвращение останков Эли на родину. В 2018 году МОСАД (Израильской внешней разведке) в результате спецоперации, о которой не распространяются, удалось вернуть в Израиль наручные часы легендарного разведчика.

Видный израильский активист Барух Ливиев еще в 2016 году получил из МИД РФ официальный ответ на свой запрос о ситуации с прахом Эли Коэна. В письме, полученном Ливиевым, отмечается, что российская сторона рассмотрит данный вопрос при ближайших контактах с сирийской стороной. Можно не сомневаться, что эта тема поднималась Москвой в переговорах с Дамаском, но за прошедшие полвека в стране, разоренной гражданской войной, отыскать тело или прах казненного врага – проблема, которая может никогда не решиться.

Саудовская газета «Аш-Шарк аль-Аусат» в недавнем сообщении не исключила, что российские спецназовцы ведут поиски останков Эли Коэна на кладбище в лагере Ярмук. Более того, ссылаясь на анонимные источники, газета предполагает, что российские спецназовцы нашли «остатки одежды» Эли Коэна и уже передали их израильтянам для исследования. Но никакими другими источниками эта информация не подтверждается.

Навсегда в одном строю

ОПБП продолжает поиски инструктора летной школы старшего лейтенанта Якира Наве, без вести пропавшего в 1962 году. Самолет, в котором находились Наве и курсант Одед Кутон, во время тренировочного полета потерпел катастрофу и упал в озеро Кинерет. Через год водолазы смогли найти переднюю часть самолета и тело Одеда. Однако тело Якира найдено не было. В 1999 году израильские ВВС возобновили поиски. Был найден хвост самолета и части крыльев. С тех пор каждый год весной ВВС проводят поисковую операцию, длящуюся несколько недель.

В ходе Шестидневной войны июня 1967 года и войны Судного дня октября 1973 года пропали соответственно четыре и шестнадцать израильских солдат. Поиск их вошел в активную фазу в основном на Синае в Египте и в ряде районов Иордании после заключения Израилем мирных договоров с этими странами.

На одной из официальных церемоний памяти павших военнослужащих, место захоронения которых неизвестно, в Зале памяти на Горе Герцля факел памяти зажгла Самира Абу-Рукун, мать военного секретаря президента – бригадного генерала ЦАХАЛ Алы Абу-Рукуна, друза по национальности.

Ее отец, старший лейтенант Мухаммад Касем Саид Ахмад, погиб в ночь на 28 ноября 1956 года в ходе израильской спецоперации в тылу врага. С тех пор место его захоронения неизвестно. Занимавший тогда пост командующего Северным военным округом Ицхак Рабин наградил Саида Ахмада посмертно за отвагу, проявленную в этой и других секретных операциях.

В память об израильских военнослужащих, объявленных пропавшими при исполнении воинского долга, на горе Герцля сооружен мемориал Неизвестному солдату и Мемориальный сад на Национальном военном и полицейском кладбище. На церемонии открытия сада 29 февраля 2004 года присутствовали лидеры государства, руководители армии, родственники пропавших без вести, члены иерусалимского муниципалитета. В саду размещены кенотафы (надгробия над пустыми могилами), олицетворяющие память о пропавших без вести солдатах. При входе в сад расположена маленькая площадь, на которой в памятный день проводятся ежегодные службы по пропавшим без вести солдатам. На северной стороне площади находится мемориальная стена, на которой указаны имена всех пропавших без вести бойцов, солдат и офицеров разных национальностей. Со стены низвергается водопад.

Там же, на северной стороне площади, находятся памятники морякам, погибшим на борту подводной лодки ВМС Израиля «Дакар», затонувшей по неизвестной до сих пор причине во время перехода из Великобритании к месту базирования в Хайфу в 1968 году. Погиб весь экипаж, состоявший из 69 моряков. Каждый год 25 января проходит траурная церемония с участием моряков-подводников и членов семей экипажа.

Петербургский поэт Николай Рачков, отец которого погиб на фронте в 1941-м, за несколько месяцев до его рождения, в своем творчестве часто поднимает тему войны. Ему принадлежат такие проникновенные строки:

Славлю жизнь за Родину отдавших,

Смерть принявших в роковом бою.

Нет у Бога без вести пропавших,

Все они стоят в одном строю!

Навсегда в одном строю! Лучше и не скажешь! 


Иерусалим

Источник: Независимое военное обозрение

Теги

Похожие статьи