Рецензия на книгу Джошуа Коэна «Нетаньяху: рассказ об очень незначительном эпизоде в истории очень известной семьи»
Правление Биньямина Нетаньяху - Биби, мелех Исраэль - подошло к концу. Никто ещё не был на посту главного представителя признанного израильского государства в мире так долго, как он.
Хотя, возможно, время Нетаньяху на посту премьер-министра и закончилось, его ещё долго будут помнить. Его двойной подход к дипломатии с разными принципами и риторическими критериями для израильтян и американцев; его манихейское восприятие абсолютного добра и зла, согласно которому все враги государства являются потомками Амалека, а все евреи, воюющие за Израиль, - потомки Маккавеев; его едва скрываемое презрение к диаспоре. Эти качества Нетаньяху часто отражаются в отношении израильского государства к Америке, и в ближайшее время это отношение не поменяется.
В своей новой книге Джошуа Коэн пытается ответить на вопрос, что повлияло на формирование убеждений Биби и поднимает вопросы о жизни евреев в США и Израиле.
Эта книга повествует о том, как настоящий отец Биби, Бенцион Нетаньяху, посетил вымышленный университет Корбин зимой 1960 года. Повествование ведётся от лица историка Рубена Блума. Блуму, единственному еврейскому преподавателю среди своих коллег, которому постоянно об этом напоминают, поручено принять у себя на выходные малоизвестного Нетаньяху, пока тот проходит собеседование о приёме на работу в университет.
У Блума украинские и русские корни, он покладист, кроток и постоянно извиняется за всё на свете. Его жена Эдит из надменного «рейнского» еврейского клана. Их дочь Джуди - Джудель – успешная американка, которая всё ещё верит в меритократию.
И об истории, и об еврействе проще думать, когда есть «один еврей», тот, кто сопротивляется в большом христианском мире, в отличие от многих других евреев. Это так называемый интеллектуальный проект Бенциона, чтобы так описать жизнь евреев, и именно так Коэн излагает историю Биньямина, рассказывая нам о Бенционе.
За те выходные, когда дом Блумов был захвачен Нетаньяху, отличие одной семьи от другой становится особенно разительным и дело не только в воспитании, культуре или благосостоянии. Читая размышления Нетаньяху о еврейской истории, особенно об инквизиции, Блум приходит к выводу, что будущее, которого хочет Нетаньяху, так же зациклено на искоренении блумизма, как и на возвращении евреев со всего мира на родную землю.
Коэн написал достаточно серьёзный рассказ. Язык, которым изложена эта история, стал ещё больше походить на язык эссе. Но нужно признать, что другого американского писателя-еврея, пишущем на таком же высоком уровне, как Коэн, на сегодняшний день просто нет.
Автор рецензии JESSE BERNSTEIN
Перевод с английского Нелли Рувиновой
Источник: jewishchronicle.timesofisrael.com