В воскресенье, 11 июля, в возрасте 90 лет ушла из жизни Ора Костер - автор десятков настольных и развивающих игр, ставших популярными не только в Израиле, но и во всем мире.
Соавтором Оры был ее муж Тео, скончавшийся два года назад. Среди самых популярных из игр – «Нахеш ми?» ("Угадай, кто") и Pop it. Ора оставила после себя двух сыновей и пятерых внуков. В посте в Facebook ее сын Боаз написал: «Мама была уникальным человеком. Нам будет сильно ее не хватать. Мы сделаем все, чтобы продвигать ее разработки на радость жителям всего мира».
Ора и Тео Костер прожили в браке 64 года. Они жили в Северном Тель-Авиве в частном доме, второй этаж которого занимала студия, где творческие идеи воплощались в реальные игры. Ора придумывала игру, а Тео создавал ее первичную модель. Далее следовал процесс производства и распространения. Игры Костеров продавались и продолжают пользоваться спросом не только в Израиле, но и в Германии, Японии, Греции, Австралии и других странах мира.
Однажды в интервью Ynet супруги Костер признались, что не сразу полюбили друг друга, это не была любовь с первого взгляда. Они познакомились у общих друзей, их Ора знала с курсов рисования, которые она вела в студии в Нетании. До этого она жила в кибуце Мишмар ха-Шарон, где работала учителем (ее учеником был, например, Эхуд Барак, будущий премьер-министр Израиля). Однажды приятель Оры, американец, пригласил ее познакомиться с его опекунами в Израиле. Среди них оказался новый репатриант из Нидерландов Тео, проехавший тысячи километров до Израиля на моторном велосипеде. «Он был голландец, весь такой крутой, а про меня подумал: какая противная», - смеясь, рассказывала об этом моменте Ора.
Объединила обоих "Веспа" Оры. "Покинув кибуц, я первым делом купила себе этот мопед, - вспоминает она. - Я понятия не имела, как на нем ездить, поскольку в кибуце даже велосипедов не было. Я искала кого-то, кто объяснит мне, как работает эта махина, и тут случайно заметила в тель-авивском автобусе Тео. Я вспомнила, что этот парень проехал полмира на похожем транспорте, и попросила его помочь. Так все и началось".
После свадьбы супруги начали искать земельный участок в Тель-Барухе, чтобы построить свой дом. "В этом районе были только цитрусовые плантации и водились лисы. Второй этаж нашего дома мы достраивали сами. Специалисты, к которым мы обращались, хором твердили, что невозможно достроить второй этаж из дерева. Когда мы наконец переехали в свой дом, я была беременна старшим сыном", - рассказывала Ора.
Несколько лет спустя Ора забеременела вторым сыном. Из-за угрозы выкидыша врачи запретили ей вставать с постели. За женой ухаживал Тео. "У него тогда не было работы, и это меня сильно волновало. Как-никак растет сын, скоро родится еще один, а есть-то надо", - вспоминала Ора.
В те дни они много времени проводили вместе, и именно тогда у Оры родилась первая идея, которая впоследствии решила их финансовые проблемы и заложила основы семейного дела. "Однажды маленький Боаз спросил меня, где находится Иерусалим. Я стала думать, как объяснить 5-летнему ребенку, который еще не умеет читать, где расположена столица. Взяла картонку, нарисовала контур Израиля, и, бросая кубик, мы стали продвигаться к Иерусалиму из одного города в другой".
То, что началось с семейного развлечения, постепенно превратилось в профессиональное занятие благодаря другу семьи, увидевшему игру и попросившему превратить ее в подарочный вариант. Друг даже предложил для этого услуги фирмы, в которой он работал. Именно тогда и началась вся эпопея: Ора и Тео начали разрабатывать дома настольные и развивающие игры и игрушки для различных фирм. "Мы все делали сами. Даже кассы "Дан хасхан" ("Экономный Дан") были нашими. Потом познакомились с человеком, который стал распространять наши игры за рубежом. Мы вручили ему три предложения - и он вернулся с тремя контрактами".
40 лет назад Ора и Тео начали продавать оригинальные идеи игр за рубеж. Даже сегодня многие их игры, среди которых и "Нахеш ми?" ("Угадай, кто"), до сих пор любимы израильскими семьями и пользуются спросом в магазинах.
Одной из самых популярных игр, придуманных четой Костер и распространившихся по всему миру, стала Pop it, названная в Израиле "Ха-Ахбарон ха-ахарон" ("Последний мышонок"), продажи которой достигали более полумиллиона экземпляров в год. Видя ее успех, многие предприниматели пытались повторить идею. "Если твою идею украли - это явный признак бестселлера, - сказали в 2010 году супруги Костер в интервью сайту Ynet. - Когда мы рассказываем, что именно мы придумали "Нахеш ми?" ("Угадай, кто"), то выясняется, что в эту игру играют во всем мире - даже в Папуа - Новой Гвинее и Австралии. Нам приятно осознавать, что мы все-таки дали этому миру что-то полезное".
По словам Боаза Костера, оригинальная игра Pop it действительно была создана его родителями в Израиле еще в 70-х годах и называлась тогда "Ха-Ахарон мафсид - Go Pop" ("Последний проигрывает - Давай щелкай").
Уже тогда Тео и Ора Костер считались самыми главными разработчиками игр в мире и в Израиле. В 2012 году права на игру Pop it приобрела международная компания FoxMind, решившая производить ее из приятного на ощупь силикона. Позже была выпущена линейка разноцветной игры из этой серии под названием Go Pop.
Источник: vesty.co.il