|
Мария Якубович
Мария Якубович

«Легенда о разрушении»: история восстания евреев против римлян в картинках

«Легенда о разрушении»: история восстания евреев против римлян в картинках

В анналах еврейской истории разрушение Второго Храма в 70 г. н. э. стало моментом, изменившим мир, изменившим траекторию еврейского народа. Теперь об этом есть фильм. И этот фильм – израильский.

«Легенда о разрушении» – произведение, полностью созданное из неподвижных изображений. Сценарий фильма был написан Даром и актером, писателем и певцом Шули Рэндом, сыгравшим главную роль в предыдущем фильме Дара «Гости на Суккот» (Ushpizin). Нарисовали фильм Майкл Фауст и Давид Полонски, работавшие над знаменитым анимационным фильмом «Вальс с Баширом» (Waltz with Bashir). Озвучили его актеры Мони Мошонов, Яэль Абекассис, Игаль Наор и Амос Тамам.

90-минутный фильм рассказывает историю еврейского восстания против Рима от лица Бен-Батиаха, мягкосердечного студента, который волею обстоятельств обратился в фанатичного повстанца, главу зелотов, возглавившего сопротивление при римской осаде города и разрушении Второго Храма.

Греческое слово зелоты – «ревнители, приверженцы», точный перевод ивритского слова канаим. Это социально-политическое и религиозное течение в Иудее, возникшее в эпоху Маккавеев во 2-й половине I века до н. э. и оформившееся окончательно в середине I века н. э. ради упразднения эллинистического влияния и свержения римского владычества, борьбы с наследием царя Иудеи Ирода Великого.

Для фильма, созданного в столь сложно воспринимаемой манере, он производит потрясающее впечатление, обеспечивая захватывающие моменты и держа в напряжении. 

Действие разворачивается в дни, предшествовавшие первым зарождающимся протестам израильтян против еврейской элиты, которая вела политическую игру, балансируя между защитой Храма и страхом перед римской властью, стремясь сохранить свое богатство и влияние.

Используя рисунки, передающие ощущение яркой фотографии, Дар визуализирует напряжение и эмоции, демонстрируя, насколько критичным был этот период для самой природы еврейского народа.

Это был его план с самого начала.

«Я безумно оптимистичный человек, и иногда мои ожидания сбываются, – смеется он. – Все мои проекты таковы».

Дар постоянно думал об этом периоде еврейской истории, о котором он когда-то узнал в школе. Затем в руки ему попал фолиант «Иудейская война», написанный Иосифом Флавием. И он был потрясен явным безумием того времени.

Никогда не возникало и речи о создании игрового фильма, учитывая огромный бюджет, необходимый для такого рода проектов, и уверенность Дара в том, что «никто не сможет сделать это правильно». То же самое он ощущал по отношению к классической анимации. Он был уверен, что острота сюжета в традиционно мультипликационном виде многое потеряет.

«Любые ограничения могут стать благом, потому что они заставляют вас идти куда-то дальше, – комментирует Дар.

Вместо этого он думал о создании фильма из кадров, зная, что любое движение – иллюзия, поскольку ум зрителей легко заполняет пробелы, необходимые для понимания рассказываемой истории.

דוד-פולונסקי-ומיכאל-פאוסט-9.jpeg

В фильме есть много моментов из жизни древнего города Иерусалима: Второй Храм с его мраморными полами и золотой отделкой, где под хор левитов приносят в жертву овец; тысячи израильтян, которые собирались молиться в святом Храме; простота повседневной древней жизни, с темными домами, как будто вырезанными на склоне холма Иерусалима, с людьми, вкушающими плоские хлебы и носящие сандалии с ремешками. 

По словам Дара, который работал над фильмом восемь лет, потребовалось немало проб и ошибок, чтобы найти правильный баланс между рисунками и звуком.

«Это было то же ощущение неизвестности, как когда я делал удостоенный впоследствии многих наград «Гости на Суккот», – вспоминает Дар. .– Как светский кинорежиссер, решившийся показать религиозную жизнь на большом экране, я сильно сомневался».

«Но большинство моих фильмов такие, об обретении веры, и я очень в это верю». Забавный комментарий для откровенно светского израильтянина.

Он вспоминает режиссеров, работы которых он изучал в возрасте двадцати лет в Нью-Йорке: Фрэнсиса Форда Копполы и Мартина Скорсезе, их способность обращаться в своих фильмах к культуре христианства.

«Зачем мне снимать о сионизме? Это одно из крупнейших событий в истории мировой политики, но ему всего сто лет», – улыбается он.

Конечно, именно сионизм привел в Израиль в качестве пионеров его дедушек и бабушек, радикально светских евреев, у которых была мечта, видение и вера в это видение. Теперь, сто лет спустя, уверен Дар, «Израиль – это империя. Их мечта осуществилась, но ей не хватает духа. Это опасная вещь в таком месте, как Израиль, и у нас нет другого выбора, кроме как обратиться к нашему прошлому, а светские израильтяне не имеют доступа к прошлому, кроме как через Тору, написанную на древнем иврите и арамейском языке, и вы должны много знать, чтобы просто прочитать это».

צלם-איליה-מלניקוב.jpeg

Он хочет, чтобы все, а не только религиозные, израильтяне лучше знали свою историю и двигались вперед.

«Мой фильм – это попытка подойти к этой теме по-моему, а не с религиозной точки зрения. Я не ожидаю, что люди станут религиозными, я ожидаю, что они найдут свой путь в терниях нашей трудной жизни. Путь к Храму».

Для Дара древняя история становится аллегорией нынешнего состояния дел в современном Израиле. По его словам, за последние восемь лет политическая и общественная жизнь в Израиле ухудшилась. И он сравнивает это с древним Израилем и мудрецами, которые связывали разрушение Храма с отсутствием равенства между израильтянами.

«Я пытаюсь предупредить мой народ, – говорит Дар. – Разрушение – в ваших генах. Так что проснитесь и будьте добры друг к другу, загляните глубоко внутрь себя».

«Легенда о разрушении» сейчас идет в израильских кинотеатрах.

Похожие статьи