Дорога израильтянина Артема Долгопята к олимпийской славе

Дорога израильтянина Артема Долгопята к олимпийской славе
Артем Долгопят с золотой медалью на Олимпиаде в Токио Фото: EPA

От украинского детства, алии и борьбы с ивритом — до олимпийского золотого подиума в Токио. 

На родине уже в 12 лет он обещал очень многое. К тому времени Артем уже был двукратным чемпионом Украины в своей возрастной группе и как раз должен был переехать из своего родного Днепропетровска в Киев, чтобы жить в спортивной школе-интернате и стать ведущим гимнастом в стране, которая вырастила так много олимпийских чемпионов в этом престижном виде спорта, как в прошлом, в составе СССР, так и в условиях независимости.

К счастью для еврейского государства, у его родителей были другие планы. Отчаявшись от тяжелой экономической ситуации, в 2009 году они рассказали маленькому Артёму о своем намерении эмигрировать в Израиль.

Это решение оказалось золотым, поскольку впоследствии 24-летний спортсмен второй раз в олимпийской истории страны завоевал золотую медаль. 

3675313013.jpg

Артём Долгопят гордо поднимает сине-голубой флаг. 1 августа 2021 года. Токио. Фото: Reuters

Отец Артёма Олег, электротехник и сам в прошлом гимнаст, хотел, чтобы его сын тоже приобщился к спорту, и в шестилетнем возрасте впервые записал мальчика на занятия по гимнастике.

В интервью израильской русскоязычной газете «Вести» Долгопят рассказал о своих первых днях в секции: «Я помню, как зашел в спортзал и увидел, как много детей прыгают на батутах и делают сальто. Они были на несколько лет старше меня, я был самым младшим и самым худым ребенком в группе. Я начал тренироваться раз в неделю, затем дважды, а затем увеличил количество тренировок до трех в неделю. Мой отец сразу начал планировать для меня конкретные цели, и к 11 годам я уже тренировался по 4–5 часов каждый день». 

А еще Артём пошутил о том, какие тренерские приемы повышали ему мотивацию: «Тренер обещал мне конфету за каждое упражнение. Позже заменил конфету соком». В более позднем интервью он также рассказал и о жестких методиках своих тренеров, и о том, как он заканчивал многие тренировки в слезах. «На Украине мы называем тренера не по имени, а по имени и имени его отца в знак уважения, – разъяснял Артём израильскому журналисту. – Тренер ставил передо мной цели, и, если я не достигал их в течение полутора часов, он отправлял меня на фитнес-тренировку, которая, как он знал, мне не нравилась. Если бы я не сделал то, что от меня требовалось, то в лучшем случае он не отпустил бы меня домой вовремя». 

Но вообще сама идея переехать в чужую страну в такой переломный и многообещающий момент в его развитии как спортсмена тогда казалась ему странной. На этом настояли родители. А сам мальчик тогда почти ничего не знал об иудаизме, кроме того, что его бабушка была еврейкой.

Они приехали в Израиль в жаркие летние месяцы и поселились в городе Лод, в центре страны. Потом Артём рассказывал, как ему было трудно дышать из-за непривычно сильной жары.

Родители быстро нашли работу, чтобы сразу оплачивать спортивное обучение своего талантливого сына. Его взяли в команду по гимнастике «Маккаби Тель-Авив», где он начал тренироваться под руководством старшего тренера по гимнастике Сергея Вейсбурга, который руководит его занятиями и по сей день. 

Артём вспоминает, что несмотря на новые язык и обстановку, переход «с татами на татами» прошел плавно. Он свободно владел языком гимнастики. Но иврит давался ему трудно, что сильно усложняло учебу в школе.

В какой-то момент родители узнали об исторической школе Шевах-Мофет, где учились и учатся многие русскоязычные репатрианты, и Артём перешел туда. 

Городская высшая школа с научно-культурным уклоном «Шевах-Мофет» («Образцовая похвала», с января 2020 года – Средняя школа высоких технологий и искусств имени Шимона Переса) – старшая школа в Тель-Авиве, называемая «фабрикой гениев», специализируется на точных науках. 

Эту школу он окончил вполне успешно, но пришлось отказаться от вступительных экзаменов в университеты: он должен был посвящать как можно больше времени гимнастике.

В команде «Маккаби» Артём познакомился с выдающимся гимнастом Алексом Шатиловым, ставшим Долгопяту образцом для подражания и близким другом. Молодой Долгопят видел, как Шатилов поднял израильскую гимнастику на невиданные ранее высоты – вышел в олимпийский финал и поднялся на пьедестал почета на чемпионатах Европы и мира.

«Шатилов для меня как старший брат, который всегда готов помочь, – сказал Артём в одном из интервью. – Он очень меня вдохновляет». 

Как и его кумир, Долгопят особенно любил вольные упражнения и специализировался на них. На олимпийских играх он дебютировал в молодежном списке в китайском Нанкине, в 2014 году, где финишировал восьмым в вольных упражнениях и десятым в многоборье. Но не сдался. 

Впервые Артём попал в заголовки израильских газет в 2015 году, когда ему было всего 18 лет, обыграв Шатилова на чемпионате страны. Шокированные СМИ сосредоточились не на удивительном результате Долгопята, а на том, как неожиданно «сам» Шатилов лишился титула недостижимо лучшего израильского гимнаста. Никто за пределами гимнастики не знал о «необработанном алмазе», как назвали тогда Артёма СМИ, который обрел твердость и блеск прямо у всех на глазах.

2021-08-02_21-09-16.png

Молодой Долгопят (справа) с израильским олимпийским гимнастом и близким другом Алексеем Шатиловым (слева) (Фото: Орен Аарони)


Его первое крупное международное достижение – и то, что официально сделало его преемником Шатилова – произошло на чемпионате мира в Монреале четыре года назад. Долгопят завоевал серебряную медаль, уступив только японскому феномену Кэндзо Сираи.

Он снова повторил свой подвиг два года спустя в Штутгарте, и еще четыре раза финишировал на подиуме на чемпионатах Европы, включая золотую медаль в прошлом году, несмотря на то, что карантин COVID-19 помешал его подготовке. 

Помимо достижений, Долгопят за свою карьеру получил немало травм, в том числе тех, которые поставили его спортивную карьеру под серьезную угрозу. Человек, который всегда был рядом с ним, – физиотерапевт национальной сборной Адам Бадир, который вместе с олимпийцем отпраздновал победу, подняв израильский национальный флаг. 

Снимок.PNG

Долгопят в воздухе во время своего золотого выступления в вольных упражнениях на Олимпийских играх 2020 года в Токио, 1 августа 2021 года (Фото: Reuters)

Подсчет очков в гимнастике состоит из двух элементов: уровня сложности упражнения, определяемого акробатическими элементами, и качества исполнения. Долгопят известен своими чрезвычайно сложными программами, крайне рискованными, но в случае удачи дающими высочайший балл. Это помогло ему набрать достаточно очков, чтобы выиграть желанную золотую медаль, несмотря на небольшие неточности. 

Israel News писали: «Одна из черт, которая выделяется в Долгопяте, – холодное хладнокровие, которое исходит от него, когда он готовится выполнять свои очень сложные упражнения на ковре».

Снимок2.PNG

Долгопят празднует свою золотую медаль в вольных упражнениях вместе с физиотерапевтом сборной Израиля по гимнастике Адамом Бадиром на Олимпийских играх 2020 года в Токио, 1 августа 2021 года (Фото: Reuters)

«Я отстраняюсь от всего, что не имеет ничего общего с моим делом, – говорит он. – В ночь перед соревнованием я мысленно прокручиваю программу. На самом соревновании я не смотрю по сторонам и никого не слушаю. Концентрируюсь на себе и на том, что я должен делать». 

Такая сосредоточенность и душевный покой Долгопята принесли Израилю величайшее спортивное достижение в олимпийской истории страны.

Перевод с английского Марии Якубович

Источник: ynetnews.com

Похожие статьи