|
Юрий Табак
Юрий Табак

«Я не буду молчать»: Памяти Игаэля Тумаркина

«Я не буду молчать»: Памяти Игаэля Тумаркина
Игаэль Тумаркин

Художественный мир Израиля понес значительную утрату. 12 августа скончался известнейший израильский скульптор и художник Игаэль Тумаркин.

87 лет его жизни вместили довольно бурную биографию.

Имя его от рождения – Петер Мартин Грегор Генрих Хелберг. Именно так назвали своего сына, родившегося в 1933 г., известный немецкий актер и режиссер, сын протестантского пастора Мартин Хелберг, и вышедшая за него замуж в 1926 г. еврейка Берта Гуревич. Но в том же 1933 г., когда к власти пришли нацисты, актера уволили из Дрезденского государственного театра, где он играл. В 1935 г. ему запретили появляться на театральной сцене, и он сыграл в своем первом и последнем довоенном фильме. Тогда же, вероятно, было принято решение, что Берта с сыном эмигрируют в Палестину. Там уже она вышла замуж за Герцля Тумаркина, усыновившего Игаэля и давшего ему свою фамилию.

Мартин же вплоть до 1952 г. был отлучен от кино и театра, зато все последующие годы он очень плодовито работал как режиссер, сценарист и актер. Тем временем его сын учился у одного из отцов израильской скульптуры Рудольфа Лемана (тоже еврея германского происхождения), после чего в 1955 г. поехал в Германию, где и встретился со своим настоящим отцом. В Германии он работал постановщиком в театре, основанном Бертольдом Брехтом, учился у дизайнера Карла фон Аппена. Работая в Германии, которая сильно повлияла на его последующее творчество, живя в Амстердаме и Париже, Игаэль в полной мере приобщился к поискам европейского авангарда. Вернулся в Израиль он через шесть лет и сразу – как теоретик и практик искусства – стал ломать устоявшиеся стереотипы; в его многочисленных работах – скульптурах и ассамбляжах – подчеркнуто отсутствует всяческий лиризм, демонстрируется трагизм и мрачная ирония бытия. И материал у него под стать – преимущественно металл: «Я люблю старье, оставшееся от первой механической эпохи, рассказывающее об обществе и истории». Со временем частым элементом его композиций становится оружие: «Это прекрасный материал; он теряет основную функцию, автомат перестает стрелять и творится новая реальность». Искусствовед Гидеон Офрат писал, что Тумаркин с самого начала – явление исключительное в израильском искусстве: «В его работах доминируют виктимизация, разрушение и смерть. Это неистовый, жестокий агностик – иначе говоря, авангардный художник».

За долгую жизнь он создал множество крупных скульптурных и живописных работ, представленных в Израиле, Германии, Испании, Франции. Японии, получив множество премий – как в Израиле, так и в других странах. Кроме того, он был и плодовитым писателем, автором 11 книг, включая книги для детей, книги по истории искусства и архитектуры, не считая регулярных статей в газетах.

В Израиле его скульптурные композиции украшают наиболее известные общественные места – площадь Рабина в Тель-Авиве, Тель-Авивский университет, гору Скопус, аэропорт Лод, институт Вейцмана, парк Абу Набут в Яффе, не считая скульптур, живописных и графических работ в музеях и галереях.

Памятник от Холокоста к возрождению.jpg

Монумент «От Холокоста к возрождению»

Впрочем, слово «украшают», применительно к Тумаркину, многие израильтяне воспринимали, да и воспринимают с большим сомнением. Авангардизм Тумаркина далеко не всем близок, а мрачный дух многих его работ добавлял к ним неприязни. Немалое количество раз установка его скульптур сопровождалась скандалами. Монумент «От Холокоста к возрождению» из кортен-стали и стекла на площади, позже названной именем Рабина, подвергся критике еще до того, как был установлен. А уже после установки тогдашний председатель партии ШАС Эли Ишай заявил, что «Памятник торчит на площади как сиротливый объект, и его даже в малейшей степени нельзя отождествить с темой, во имя которой он создан. Это верх безвкусицы». Скульптура в Тель-Авивском университете «Хэппенинг» тоже вызвала скандал. Студенты и преподаватели выступили с протестом против ее установки, заявив, что у них просто украли часть газона. В ответ Тумаркин обозвал их «бакалейщиками». Потом эта его скульптура подвергалась осквернению вандалами. Впрочем, нашлись у нее и сторонники: тогдашний министр обороны Моше Даян написал, что монумент обладает «огромной экспрессией и лишен малейшей вульгарности».

Ну и вдобавок к своему художественному авангардизму, Тумаркин, как это водится у значительной части творческих личностей в Израиле, был левым по убеждениям. После войны Йом-Кипура, где он служил военным корреспондентом и фотографом, Тумаркин презентовал в Тель-Авиве выставку по следам войны, где среди работ были «Розовые танки и зеленые лошади», а также «Арик [Шарон], царь Израиля». Он объяснил, что хотел представить войну как чудовищный абсурд, как болезнь. В то же время он подчеркивал, что его работы не есть выражение протеста, – будучи убежденным, что через искусство никого воспитать нельзя.

Он гулял по полям.jpg

Скульптура «Он гулял по полям»

Он всегда был против поселенческой политики, заявляя: «Здесь нет никого, кто по-настоящему силен. У нас идет процесс дегенерации – культурной, промышленной и военной, в то время как арабы нас догоняют. Я думаю, что как только мы избавимся от мессианизма и религии, то все начнет работать». В 1984 г. он послал председателю Совета поселений Иудеи и Самарии (ЙЕША) Эльякиму Хаэцни письмо, написав на конверте: «Юристу Эльякиму Хаэцни, KZ Кирьят Арба под Хевроном, Западный берег». Поскольку “KZ” – краткое обозначение «концентрационного лагеря», то на Тумаркина был подан иск в суд; поначалу он был осужден, но в 1989 г. Верховный суд его оправдал.

Стена с росписью Тумаркина в Тель-авивской школе.jpg

Стена с росписью Тумаркина в тель-авивской школе

Однако наибольший скандал вызвало вручение ему в 2004 г. наивысшей израильской награды – государственной премии Израиля за «пожизненный вклад» в искусство. И об этом скандале особенно уместно вспомнить сейчас, в свете продолжающейся уже полгода эпопеи с невручением премии Израиля математику (также левых убеждений) Одеду Гольдрайху.

В рекомендации на награждение художника премией Израиля было указано, что «Тумаркин – один из крупнейших и наиболее самобытных художников в современной израильской скульптуре… Его художественный лексикон разнообразен, он мастер, использующий самую различную художественную технику и один из крупнейших новаторов в израильском искусстве». Но дело в том, что Тумаркин не просто высказывался против поселений на Западном берегу: свои убеждения он реализовывал профессионально, т.е. в искусстве. В 1980 г., в знак протеста против поселений, он представил на выставке три свиных головы, нацепив на них тфилин. Но ему этого показалось мало, и на следующей выставке он представил скульптуры пяти обнаженных религиозных женщин, объяснив свой замысел следующим образом: «Женщины Хадассы стоят, выпрямившись, и поднимают флаг, под дирижерской палочкой рабби Ариэллы Шарон, трансвеститки из Ликуда. Пять обнаженных женщин без париков, стальной жезл, молитвенная накидка, ящик для ритуальных предметов, святая земля + (разумеется) свинья». За эти художества ему чуть не предъявили обвинения по уголовным статьям.

Без названия.jpg

Без названия

Ряд деятелей потребовал отказать Тумаркину во вручении премии. Тот же Эли Ишай заявил, «что всякий, кто цепляет тфилин на свиную голову и говорит, что при виде харедим он понимает, почему случился Холокост, заслуживает вечной печати позора, а не премии». Но премия все же была ему вручена, причем как раз Ариэлем Шароном. Никогда не уклоняясь от художественно-политических конфликтов, Тумаркин в ходе выступления во время вручения премии и под негодующие крики присутствующих из оппозиционного политического лагеря заявил: «Я заслуживаю эту премию, намереваюсь получить ее и то, что она собой олицетворяет». И добавил: «Художник творит из неудовлетворенности, а не для того, чтобы целоваться с окружающими. Если у меня есть что сказать по политике, то я это скажу. Я не буду молчать». Позже, в том же году, он отметил, что хотел бы, чтобы о нем судили по его работам и вкладу в Израиль, который он назвал «этой несчастной страной».

Шарон вручает премию Тумаркину.jpg

Шарон вручает премию Тумаркину

Министр культуры Израиля Хили Труппер, узнав о смерти художника, сказал «Сегодня скончался Игаэль Тумаркин, один из лидеров израильской скульптуры и живописи, оставив после десятилетий напряженного труда работы, остающиеся свидетельством его таланта».

Хэппенинг.jpg

Хэппенинг

Похожие статьи