|
Яна Любарская
Яна Любарская

Гид Михаил Рудницкий: об этноконфессиональных меньшинствах Израиля и не только

Гид Михаил Рудницкий: об этноконфессиональных меньшинствах Израиля и не только

Одна из лекций израильского гида, уроженца Ленинграда Михаила Рудницкого, необыкновенного эрудита и просто приятного человека, носит название «Этноконфессиональные меньшинства в Израиле». Слушателей ждет потрясающий, насыщенный рассказ о разных группах этноконфессиональных меньшинств на Святой Земле: арабах-христианах, друзах, алавитах, черкесах, самаритянах, ахмадитах, бахаях. Наш герой с упоением рассказывает об их появлении в Израиле и об истории их взаимоотношений с еврейским государством, частью которого они стали.

- Михаил, расскажите немного о себе. Откуда вы родом? Когда совершили алию?

- Родился в Ленинграде. У меня даже есть медаль, которую когда-то выдавали родившимся в городе на Неве. В Израиль репатриировался 10 лет назад, до этого занимался организацией разных культурных мероприятий, начиная с середины 90-х участвовал в художественной и музыкальной жизни города. 

- Знали ли на тот момент что-то о еврейских традициях?

- До приезда в Израиль я был совершенно далек от еврейского мира. В моей семье не соблюдали никаких еврейских традиций. Пожалуй, единственным, что нас связывало с еврейством, было то, что моя мама готовила фаршированную рыбу. Эту традицию ей передала бабушка, которая в свою очередь получила её от своей мамы. Мама до сих пор готовит рыбу по еврейским праздникам, хотя ей это уже тяжело в силу возраста. В России мы практически ничего не знали ни про Песах, ни про другие еврейские праздники и обычаи. Я никогда не был связан ни с какими еврейскими организациями, не ходил в синагогу. Приехав в Израиль, стал открывать для себя многие вещи, постепенно понимая, что они являются частью культуры моего народа, моей культуры. Начал много путешествовать по стране, познакомился с очень интересными личностями, с головой погрузился в темы, связанные с еврейской историей, с историей Земли Израиля. Меня это глубоко «зацепило», вернуло к себе, при этом я не ушел в религию, а решил пойти учиться на курсах гидов, чтобы расширить и систематизировать свои знания, обрести новую, захватывающую профессию. 

- Почему вы занялись темой израильских малых народностей?

- Этноконфессиональные меньшинства в Израиле — одна из многих тем, интересующих меня как человека, который профессионально изучает страну. Ближний Восток традиционно представлял из себя пеструю мозаику различных культур и народностей, в силу разных причин они здесь появлялись и исчезали. Сегодня, Министерство по делам религии Израиля признает 21 этноконфессиональное меньшинство, помимо различных направлений внутри иудаизма. О большинстве из этих народностей я ничего не знал и принялся с большим любопытством открывать их для себя и изучать. Добавлю, что у израильтян и у новоприбывших в нашу страну имеется уникальная возможность — побывать в гостях и познакомиться с такими экзотическими народностями и конфессиями, как, например, друзы, алавиты, христиане-марониты, основная масса которых  живет на территории Сирии и Ливана, куда сегодня, к сожалению, попасть трудно, в силу известных причин. Только в Израиле можно побывать дома у самаритян — одной из древнейших народностей в мире.

- Все перечисленные вами меньшинства живут на Святой Земле дружно, мирно, спокойно или бывают конфликты? Все же — Ближний Восток...

- Да, эти группы живут в Израиле относительно спокойно и мирно. Алавиты и друзы, например, будучи большую часть своей тысячелетней истории меньшинством среди мусульманского большинства, всегда старались найти общий язык с властями тех политических образований, где жили, стараясь не конфликтовать, для них это был вопрос выживания. Израиль — демократическое государство, и у всех граждан равные права и обязанности, независимо от их вероисповедания и этнической принадлежности. Нельзя сказать, что в этой области совсем не имеется проблем и напряженности, но даже в смешанных поселениях, где встречаются друзы, арабы-христиане и арабы-мусульмане, я не слышал о каких-то серьезных междоусобицах и конфликтах. У некоторых групп, например у бедуинов в пустыне Негев, присутствуют сложности в отношениях с израильским государством, об этом как раз рассказывал на лекции. С самого начала образования Израиля нашим властям оказалось сложно найти с ними общий язык.

- Почему?

- Весьма непросто интегрировать кочевое племя бедуинов в рамки современного государства западного образца. Зато бедуины, бросившие якорь на севере, в Галилее, сегодня прекрасно вписались в цивилизованный быт, перестали кочевать и начали вести оседлый образ жизни еще до образования Израиля. В целом можно сказать, что все израильские малые народности сосуществуют тут мирно, экономически крепко стоят на ногах.

- Как ковидные ограничения отразились на вашей профессии?

- Из-за пандемии начал читать лекции в Зуме. Во время первого локдауна в Израиле нас всех закрыли по домам, невозможно было путешествовать, работать, устраивать живые экскурсии, которые я проводил прежде, и все перешли в онлайн, благо, сегодня существует большая аудитория, раскиданная в разных странах мира, которой очень интересно то, чем я занимаюсь. Надеюсь скоро вернуться к прежнему рабочему ритму.

- Можно ли утверждать, что на сегодняшний день вы отлично выучили иврит?

- Иврит продолжаю учить, говорю на нем, читаю литературу на иврите, которая мне нужна по работе, это — непрекращающийся, постоянный процесс.

- Как перенесли прививку от ковида, почему ее сделали? 

- Израиль был, по-моему, первой страной, где началась массовая вакцинация. Правительство потратило огромные средства, чтобы быстрее привить население и выйти из кризиса. Считаю это огромным преимуществом, поэтому сразу вакцинировался, как только появилась такая возможность. В теорию всемирного заговора и чипирования не верю, перенес прививку бессимптомно.

- Ваши советы современным новым репатриантам, на что им стоит обратить особое внимание?

- Внимание нужно обращать, прежде всего, на себя, на мир вокруг, стараться быть открытым и терпеливым, по возможности — больше путешествовать по Израилю, изучать страну, тогда жить здесь будет интереснее.

- Вы, в некотором смысле, вернулись к своим корням, начали изучать еврейскую историю и традиции, что вам это дало в эмоциональном плане?

- Трудно сказать, здесь все — очень эмоциональные. Местные жители привыкли ярко проявлять свои чувства, не сдерживаться. Часто мне это мешает, я ведь большую часть жизни провел на Севере. Учусь терпимости и уважению к гражданам с другими культурными кодами и иным менталитетом. 

- Воевал ли кто-то из ваших близких в Великой Отечественной войне?

- Да, мой дед, Михаил Соломонович Вайсман, был батальонным комиссаром, получил два ранения, одно — осколочное тяжёлое, награждён Орденом Красной звезды. К сожалению, я не застал его в живых, он умер незадолго до моего рождения.

- За что любите Израиль?

- Моя страна — во многом уникальное место, перекресток культур. Репатриация перевернула мое представление о своих корнях, о еврейском мире. Вообще я считаю, Израиль — самый интересный и успешный «проект» в 21-м веке, и, как историк, могу сказать, что еврейский народ переживает сегодня новый, потрясающий виток событий в своей истории, при всех огромных проблемах, которые тут имеются. Люди приехали сюда со всего мира, привезли с собой огромный культурный багаж. Я не коренной израильтянин, но хорошо помню свои ощущения, когда через 2-3 года после репатриации уезжал отсюда и снова возвращался. Уже тогда у меня присутствовало стойкое ощущение, что еду домой. Жить здесь не так легко, как может показаться, но не скучно и увлекательно.

- Как попасть к вам на экскурсию в Израиле?

- У меня есть профессиональная страница в Фейсбуке, называется «Open your Israel». Есть также Инстаграм - @openyourisrael, где размещаю анонсы предстоящих экскурсий и лекций, разную содержательную информацию, там можно легко найти мои контакты.

Похожие статьи