Тема сегодняшней беседы с раббанит Хавой Ром — одна из самых актуальных.
— Считаете ли вы задачи, стоящие перед современными еврейскими родителями, особыми?
— Да, цели и задачи еврейских родителей выходят за рамки стандартных. Безусловно, еврейские мамы и папы, как и все остальные, мечтают, чтобы их ребенок успешно реализовал заложенный в нем потенциал: добился успехов, был счастлив в семейной жизни, удачлив в делах, уважаем в своем кругу и т.п. Для достижения этой цели взрослые наказывают и поощряют свое чадо, ставят ему в пример авторитетных, уважаемых персон. Проживая в Израиле, я могу высказать свой взгляд на эту тему.
Здесь, в еврейском государстве, мы стараемся сохранить наших детей соблюдающими наши традиции (этот вопрос в нашей стране стоит очень остро), стремимся передать им свои ценности, и у нас есть определенные ожидания в отношении нашей молодежи. Говоря на эту тему, нельзя обойти вопрос авторитета, его передачи от родителей к детям. Мама и папа должны постоянно обращаться к Вс-вышнему, спрашивая, чего тот от них хочет. Тогда и ребенок будет воспринимать старших наставников как авторитетных лиц. Бывает, родители хотят,чтобы ребенок остался евреем, но не могут объяснить ему суть и смысл этого понятия. Нашим мамам и папам важно грамотно направить подростка, без навязывания своего мнения и взглядов.
— То есть, в частности, надо разъяснять детям, почему нельзя жениться на нееврейке и продолжать оставаться в еврейской среде?
— Верно, только так мы сможем спасти наших детей и наш народ от ассимиляции. Так как помимо нашей ценной еврейской мудрости существует масса всего второстепенного, уличного, чужого, вредного, агрессивного, ненужного, что зачастую отвлекает и уводит того же тинейджера с истинной дороги.
— На что еще следует обратить внимание старшему поколению?
— Еврейское воспитание, как сказано выше, построено на уважении. Маленький ребенок достоин его с рождения как творение Вс-вышнего, к нему всегда надо относиться как к сформировавшейся личности. Только чувствуя свою значимость, он сможет прислушиваться к родителям.
— Ну и как само собой разумеющееся, одним из первых шагов на этом пути является посещение этнических садиков, а затем обучение в еврейских учебных заведениях?
— Безусловно. Еврейское окружение играет здесь огромнейшую роль! Ребенок должен чувствовать, что он часть чего-то большего, все закладывается с пеленок. В Израиле функционирует система школ «Шуву», изначально задуманная для русскоязычных ребят, выходцев из светских семей бывшего СССР. При этом учителя школ «Шуву» — религиозные. Родители отправляют туда свои чада, чтобы они постигали за партой традиционные ценности еврейского народа, осваивали религиозные предметы, учились уважать старших. Парадокс ситуации состоит в том, что дома, в семьях таких детей, никто ничего не соблюдает. Когда раввина спросили, зачем в таком случае посылать ребят на учебу в подобные заведения, тот ответил: «Вы делаете это не для этих школьников, а для их детей, для своих внуков. Когда-нибудь их дети, ваши внуки, придут к своим родителям с тем или иным вопросом, и их мамы и папы вспомнят, что сами учились в еврейской школе, расскажут им про наши ценности, научат еврейской мудрости».
— Какие еще базовые рекомендации вы дадите нашим читателям?
— Родителям советую делать все с любовью к иудаизму, к своим собратьям, гордиться своим происхождением, соблюдать заповеди, радоваться тому, что мы, евреи, не похожи на других и что у нас своя дорога.
Элазар НИСИМОВ, раввин общины «Байт Сфаради»
Не сойти с пути
Замечу, что многие современные открытия и технологии как раз связаны с этим. Они поглощают большую часть времени человека, так что уже на духовность почти не остается времени.
Поэтому в такую эпоху задачи, стоящие перед родителями, особые.
Понятно, что одними примитивными запретами не обойтись, так как дети с самого раннего возраста осваивают гаджеты, интернет, социальные сети, различные программы и развлечения.
Задача, стоящая сегодня перед еврейскими родителями, — научить свое дитя с самого раннего возраста использовать блага современности в правильном направлении, извлекать из них благую пользу. И для того, чтобы знать, как это сделать, нужны духовные основы, знание законов Торы.
Мудрецы писали: если ребенка поставить на правильный путь с самого детства, то он не сойдет с него и повзрослев.
Однажды за субботней трапезой в общине Герман Захарьяев рассказал одну поучительную историю, которой я хочу поделиться с вами.
В одной синагоге каждый день, когда раввин давал вечерний урок, он обращал внимание на мужчину, который приходил и засыпал, а когда урок заканчивался, вставал и уходил домой. Так продолжалось долгое время, пока раввин однажды не остановил его: «Зачем ты себя мучаешь, приходишь сюда? Ведь ты спишь и ничего не слышишь». На что мужчина ответил ему: «Я в течение дня много работаю, очень устаю, и на изучение Торы у меня не хватает времени. Но я хочу, чтобы вечером дети видели, что я прихожу домой из синагоги».