|
Илья Амигуд
Илья Амигуд

Госпереворот в Тунисе: что будет с еврейской общиной?

Госпереворот в Тунисе: что будет с еврейской общиной?
В синагоге «Эль-Гриба» на острове Джерба

На одном из главных перекрестков на острове Джерба, где проживает большинство тунисских евреев, местные мусульмане установили указатель с надписью «Аль-Кудс, столица Палестины, 3 090 км». Знак был установлен с официального разрешения властей.

«Эта акция символизирует преданность Джербы и всех тунисцев делу поддержки борьбы палестинского народа и нашего признания Аль-Кудса [Иерусалима] вечной столицей оккупированной Палестины», — заявили представители СМИ после установки знака. В настоящее время на Джербе проживает около тысячи евреев, которые образуют крупнейшую еврейскую общину в стране и вторую по величине в арабском мире после общины марокканской Касабланки, насчитывающей 1 500-2 000 членов, отмечает обозреватель «Исраэль а-йом» Эльдад Бек.

В нескольких сотнях метров от указателя на Иерусалим находится синагога «Эль-Гриба», которая свидетельствует о том, что Иерусалим является вечной столицей еврейского народа. Согласно традиции, коэны, бежавшие из Иерусалима после разрушения Первого Храма, принесли с собой остатки руин и использовали их при строительстве синагоги. Название «Эль-Гриба» в переводе с арабского означает «чудесная» и отражает особый статус синагоги в традициях евреев Туниса.

Mideast-Tunisia-Jews-_Horo-15-640x400.jpg
Посетительница в синагоге «Эль-Гриба»

Эта синагога — одна из первых в Северной Африке. За века своего существования она претерпела реконструкцию и стала местом ежегодного паломничества. Раньше, то есть до пандемии коронавируса и ухудшения ситуации с безопасностью на юге Туниса, синагога была важнейшим источником дохода для жителей острова.

С момента своего основания ежегодное паломничество в синагогу «Эль-Гриба» отменялось лишь дважды. В 2011 году, после революции, вынудившей тогдашнего президента Зин эль-Абидина Бен Али бежать, и в 2020 году, после вспышки пандемии.

Нынешний президент Каис Саид еще до вступления в должность дал понять, что не позволит ни одному лицу с израильским паспортом въехать в страну, даже для посещения синагоги. «Авраамские соглашения», благодаря которым арабские страны нормализовали отношения с Израилем, он назвал «невероятным предательством».

К сожалению, историческая ценность и статус синагоги сделали ее мишенью для террористических атак, последняя и самая смертоносная из которых произошла 19 лет назад, когда террорист-смертник из «Аль-Каиды» протаранил на автомобиле вход в здание, устроив взрыв, в результате которого погибли 19 человек, 14 из которых были немецкими туристами.

Кризис, вызванный коронавирусом, и беспрецедентный шаг Саида по освобождению от обязанностей премьер-министра, лишению парламента иммунитета и объявлению в стране чрезвычайного положения вновь превратили Тунис в опасную страну.

sdf.jpeg
Мурал с портретом палестинского поэта Махмуда Дарвиша

Помещения синагоги «Эль-Гриба» сегодня в основном пусты, как и ящик для пожертвований у входа в здание. Синагога расположена в деревне Эрриад, которая в последние годы стала туристической достопримечательностью. В 2014 году десятки художников из 30 стран превратили деревню в постоянно действующий музей под открытым небом с более чем 250 настенными росписями (муралами). Они назвали проект Djerbahood, и единственная политическая тема, затронутая художниками, — палестинская.

На весьма обшарпанной Палестинской улице можно увидеть большое красное сердце, окруженное колючей проволокой и надписью «Салам». На других работах изображены молодые палестинцы, бросающие камни, Мария, держащая в руках Иисуса, а также палестинский флаг, с Куполом Скалы и Храмовой горой позади нее.

До подписания Соглашений Осло в 1993 году в Тунисе базировалась штаб-квартира Организации освобождения Палестины. Местные жители возмущались роскошным образом жизни, который они вели, распространенной в этой среде коррупцией. Затем лидеры ООП оставили свои шикарные тунисские виллы и переехали в Иудею и Самарию и сектор Газа. Менее чем через 30 лет местные жители забыли о том, что они видели и пережили, и снова восхищаются палестинцами, вероятно, пытаясь компенсировать оглушительный провал демократии в стране.

Такова общая тенденция в арабском мире: чем больше неудач переживает страна, тем больше солидарности она выражает с палестинцами. На рынках Туниса продаются шарфы в цветах палестинского флага и картины с изображением мечетей Иерусалима. Страна, которая всего десять лет назад считалась образцом демократии в арабском мире, не смогла построить достаточно стабильную политическую систему. Социально-экономический кризис, вызвавший революцию, а затем и «арабскую весну», не только не был разрешен, но лишь усугубился.

В августе национальная система здравоохранения оказалась на грани краха. Ежедневная смертность от коронавируса достигла показателя в 200-300 человек, что является одним из самых высоких показателей в мире. Большинство местного населения, особенно в бедных населенных пунктах, не придерживалось таких рекомендаций по охране здоровья, как ношение масок или социальная дистанция.

К настоящему моменту из 12 миллионов населения Туниса более 23 тыс. человек погибли от вируса. Около восьми тыс. человек ежедневно обнаруживают положительный результат на вирус, и местные больницы перегружены. Ситуация настолько ухудшилась, что Тунис был вынужден прибегнуть к использованию аппаратов искусственной вентиляции легких, предоставленных Палестинской автономией. Именно эту катастрофическую ситуацию Саид использовал (или воспользовался ею) для осуществления своих сомнительных политических манипуляций.

312ggg.jpg
Празднование Симхат-Тора на Джербе в 1952 г.

Общенациональная кампания вакцинации началась только в августе. Используются вакцины, пожертвованные другими странами. Более полумиллиона тунисцев в возрасте от 40 лет и старше получили свои прививки на следующий день. Еще миллион в возрасте от 18 лет и старше получили их неделю спустя. Бесконечные очереди в пункты вакцинации стали источником вспышки инфекции.

«Главная проблема заключается в том, что в Тунисе нет надлежащей инфраструктуры для такой массовой вакцинации, — сказал один из американских медицинских работников, приехавший в Тунис для участия в кампании. — Более того, мы должны быть уверены, что у нас достаточно вакцин для второй дозы тем, кто уже был привит, а Тунис в этом отношении зависит от доброй воли других стран».

Пандемия затронула и еврейскую общину Туниса, хотя и не так сильно, как остальное население. «Многие среди нас заразились вирусом, но, слава Богу, не умерли, — сказал один из лидеров общины Джербы. — Многие члены общины сделали прививки в начале вакцинации». С началом пандемии, в апреле 2020 года, мы закрыли все синагоги на несколько месяцев. Затем они снова начали работать. Прихожане носили маски и соблюдали социальную дистанцию. Мы ограничиваем количество людей, которым разрешен вход, в зависимости от размера синагоги. Раньше на Осенние праздники у нас было открыто три синагоги, но в этом году, возможно, мы откроем шесть, чтобы обеспечить социальную дистанцию. Если вакцинацию пройдет большее число прихожан, то мы можем оставить три синагоги, чтобы минимизировать расходы».

fsfstunesian-president.jpg
Каис Саид приносит президентскую присягу. 23 октября 2019 г.

Еврейские общины Туниса не получают никакого государственного финансирования. Все расходы они покрывают сами, в основном за счет пожертвований бывших земляков, покинувших Тунис.

Руководитель общины, как и многие ее члены, попросил сохранить анонимность. Политическая ситуация в стране, особенно решение президента отменить иммунитет парламента, заставила евреев испытывать еще больший страх, задаваясь вопросом, не живут ли они в долг. Многие пытались представить текущую ситуацию в стране менее мрачной, чем она есть на самом деле, из страха, что местные власти могут узнать, что они критикуют правительство.

Тунис представляет себя миру как толерантное и демократическое государство, даже по отношению к евреям. В 2018 году он назначил Рене Трабельси, французского бизнесмена-еврея, родившегося на Джербе, министром туризма. Этот шаг вызвал протесты из-за «просионистских» взглядов последнего. Он проработал на этом посту полтора года, до окончания срока полномочий правительства.

В то же время в последние годы произошло несколько нападений на евреев, которые были приписаны исламистским элементам. В январе 2018 года неизвестные бросили бутылки с зажигательной смесью в еврейскую школу на Джербе. К счастью, никто не пострадал, и ущерб имуществу был причинен минимальный. Местная еврейская община заявила, что нападение, скорее всего, было связано с протестами, которые проходили на Джербе из-за повышения цен на основные продукты. Злоумышленники воспользовались тем, что присутствие полиции в общественных местах было сокращено, чтобы избежать эскалации ситуации.

Антисемитский контент также распространялся в социальных сетях. «Синагога на Джербе должна быть объектом нападения до тех пор, пока она не исчезнет», — гласило одно сообщение. Другое призывало изгнать евреев из страны и сжечь синагогу.

В середине 1950-х годов, когда Тунис получил независимость от Франции, в стране проживало более 100 тыс. евреев. По словам местных жителей, в настоящее время их осталось 1 400. Крупнейшая еврейская община проживает на Джербе и насчитывает 1 000 членов. Около 300 евреев живут в столице, Тунисе, и еще 100 — в Зарзисе, который расположен недалеко от Джербы.

«В конце 1980-х годов в Тунисе было шесть или семь действующих синагог, — сказал лидер общины. — Сегодня их всего две».

Саиду было всего семь лет, когда Хабиб Бургиба — отец современного Туниса и его первый президент — призвал к признанию государства Израиль в 1965 году, и всего 15 лет, когда в июле 1973 года была опубликована вторая инициатива Бургибы по прекращению арабо-израильского конфликта (основанная на плане ООН).

Он пережил поражение арабов в Шестидневной войне 1967 года, которое вызвало бурные демонстрации против евреев по всему Тунису и привело к волне иммиграции во Францию и Израиль. Он также пережил арабскую «победу» в Войне Судного дня 1973 года, которая также вызвала ярость в стране.

Во время президентской избирательной кампании 2019 года журналисты спросили Саида (это было за несколько дней до второго, решающего тура голосования) о его мнении относительно «Соглашений Авраама», в рамках которых Объединенные Арабские Эмираты и Бахрейн нормализовали отношения с Израилем.

Используя литературный арабский язык, а не местный диалект, Саид начал ответ с рассказа о своем отце, Монсефе, который, по его словам, спас жизнь французско-еврейскому активисту тунисского происхождения во время Холокоста. «Евреи — это не проблема, — сказал он. — Термин "нормализация" ошибочен. Тот, кто сотрудничает с организацией, изгнавшей целый народ более чем на столетие, является предателем и должен быть привлечен к ответственности за измену. Естественной реакцией должно быть вступление в войну с оккупантом».

«Как вы будете поступать с израильтянами, которые приедут на Джербу?» — спросил репортер.

«Мы работаем с евреями и будем защищать их, — ответил президент Туниса. — Но не обладателей израильских паспортов. Этих — никогда!»

Во втором туре Саид набрал 73% голосов, которые были получены от весьма разнородных групп избирателей: молодых тунисцев, избирателей движения «Эннахда» и сторонников арабских националистов, выступающих против исламистской «Эннахды». С тех пор он использует любую возможность, чтобы выразить поддержку не «палестинскому делу», а «правам палестинцев», как он выразился.

И все же, в отличие от многих арабских стран, осудивших ОАЭ и Бахрейн за подписание мирного договора с Израилем, Саид воздержался от этого, скорее всего, из-за зависимости Туниса от стран Персидского залива.

Министры иностранных дел Саудовской Аравии и Бахрейна недавно посетили Тунис и выразили поддержку усилиям Саида по удержанию движения «Эннахда» от завоевания политической власти. Недавно Саид также отказался встретиться с представителем Катара, который считается одним из главных сторонников «Братьев-мусульман».

erterterteree.jpg
Прихожанин синагоги на Джербе

Даже когда соседнее Марокко нормализовало отношения с Израилем, Саид хранил молчание из-за тесных региональных связей с Рабатом. Когда две недели назад министр иностранных дел Израиля Яир Лапид открыл в Рабате израильское представительство, тунисские СМИ хранили молчание. Так есть ли шанс, что Тунис станет следующим, кто нормализует отношения с Израилем?

«Ни в коем случае, — сказал другой представитель еврейской общины. — Соглашения Авраама удивили всех. Никто не мог предположить, что произойдет нечто подобное. И все же Тунис не готов к такому шагу. Только после того, как Израиль подпишет мирное соглашение с палестинцами, Тунис пойдет на нормализацию».

На вопрос, есть ли у евреев в Тунисе будущее, представитель общины ответил следующее: «Еврейская община в городе Тунис рано или поздно прекратит свое существование, она уже начала исчезать. Но на Джербе община будет существовать. Что можно сделать? Содержание общины обходится дорого: нужны синагога, школа, кошерная еда. В Тунисе есть только один магазин кошерного мяса, напротив главной синагоги. Евреи не любят нестабильность, а политический кризис привел к ней в Тунисе».

Что же удерживает евреев в Тунисе?

«В основном они привыкли жить здесь и не желают перемен. Они слышат о проблемах во Франции и Израиле. Вариант переезда во Францию больше не рассматривается, все здесь знают, что у еврейской общины там нет будущего. Она уже не такая, как раньше. Единственное возможное направление — это Израиль. Но люди боятся перемен. У многих семей нет средств, чтобы совершить алию. В Израиле жизнь очень дорога, а здесь уровень жизни намного ниже, евреи могут зарабатывать на жизнь и сводить концы с концами. Кроме того, евреи в Тунисе религиозны. В Израиле есть ешивы, но некоторые все равно беспокоятся, что могут потерять религию. А пока мы молимся за искупление и окончательную алию в Израиль».

Теги

Похожие статьи