|
Илья Амигуд
Илья Амигуд

«Очищенные Торой»: Почему африканеры обращаются в иудаизм и переезжают в Израиль

«Очищенные Торой»: Почему африканеры обращаются в иудаизм и переезжают в Израиль
Хупа Габриэлы Шёман и Тео Криля

От бывшего пастора-пятидесятника до целых семей: все большее число африканеров переходят в иудаизм и меняют ЮАР на Израиль. Многие из них становятся поселенцами в Иудее и Самарии.

Тео Криль и Габриэла Шёман поженились несколько недель назад, проведя классическую ортодоксальную еврейскую церемонию во дворе дома своих друзей в Раанане. Присутствовавшие на церемонии раввины произнесли традиционные благословения, и, как принято на таких свадьбах, невеста семь раз обошла вокруг жениха под хупой, пишет обозреватель Haaretz Джуди Мальц.

Мало что указывало на то, что жених и невеста родились и выросли христианами.

Поскольку они еще не владеют ивритом, Криль и Шёман предпочитали общаться со своими израильскими гостями на английском. Но когда они впервые остались наедине, сразу после того, как под хупой был разбит стакан, они перешли на свой родной язык — африкаанс.

Потомки голландских колонистов, заселивших Южную Африку в 17 веке, Криль и Шёман изменили не только религию, но и гражданство.

35-летний жених, принявший иудаизм в 2017 году, два года назад иммигрировал в Израиль. Его 24-летняя невеста, которая прошла гиюр в начале сентября, переехала в Израиль менее двух месяцев назад. Они принадлежат к небольшой, но растущей группе африканеров, открывших для себя иудаизм и совершивших алию в последние годы.

Если в прошлом главной причиной перехода южноафриканцев в иудаизм было намерение вступить в брак с евреем, то среди нового поколения «евреев по выбору» таких скрытых мотивов нет, говорит Дорон Кляйн, исполнительный директор «Телфед» (израильского отделения Южноафриканской сионистской федерации). «Их мотивация чисто духовная — вот почему во многих случаях мы видим, как обращаются целые семьи», — отмечает он.

По оценке Кляйна, число новообращенных африканеров, живущих в Израиле, уже превысило несколько сотен: «В абсолютных цифрах это, возможно, не так уж и много. Но если вспомнить, сколько таких людей было 20 лет назад, то это большой скачок. И по мере роста алии из Южной Африки увеличивается и число новообращенных среди репатриантов».

После обращения эти новообращенные, как правило, следуют самым строгим стандартам своей новой религии.

«Они гораздо более религиозны, чем многие южноафриканцы, причисляющие себя к ортодоксам», — говорит раввин Моше Зильберхафт, духовный лидер Ассоциации малых еврейских общин ЮАР.

Как многие ортодоксальные евреи, они также склонны придерживаться правых взглядов. Поэтому не случайно, что многие из них живут в поселениях на Западном берегу. Одним из основных мест их проживания, помимо Раананы, популярной среди англоязычных иммигрантов в целом, является поселение Сусия на Южно-Хевронском нагорье.

Очищение Торой

По словам Зильберхафта, в среднем около пяти семей африканеров ежегодно принимает иудаизм, и раввинские суды страны активно поощряют их к совершению алии после гиюра: «Около 70 процентов из них уже уехали, а те, кто еще остается в ЮАР, готовятся к эмиграции», — подчеркнул он.

2415116002 (1).jpg
Рут и Гидон Лагранж

К таким людям относятся Гидон и Рут Лагранж, которые надеются переехать в свой новый дом в Израиле в ноябре. Эта пара, родом из Кейптауна, в настоящее время живет в приморском городе Порт-Элизабет, где когда-то была процветающая еврейская община, которая сегодня вымирает. Вместе с двумя из трех своих детей, дочерью и сыном, они прошли гиюр около пяти лет назад. Эти двое детей уже переехали в Израиль со своими семьями. Сын живет в Раанане, а дочь — в Бейт-Шемеше, недалеко от Иерусалима.

«Когда-то я работал в компании, принадлежавшей еврейской семье, и в моем сердце всегда было особое отношение к еврейскому народу, — говорит 69-летний Гидон, который 20 лет служил пастором большой пятидесятнической церкви. Гидон, которого с рождения звали Андре, говорит, что в какой-то момент он и его жена начали сомневаться в христианстве: «Когда мы начали искать истину, мы поняли, что нам нужно очиститься, и это очищение может прийти только через Тору», — говорит он.

Рейчел и Моше Лорсе, тоже из Порт-Элизабет, уже купили авиабилеты на алию, которая состоится в этом месяце. «Бэ-эзрат Ашем мы очень скоро начнем новую жизнь в Израиле, — говорит 57-летняя Рейчел. — Чтобы обеспечить себе мягкую посадку, мы сначала отправимся в Бейт-Шемеш, где у нас уже есть близкие друзья».

Ранее известная как Зелтия, Рейчел говорит, что они с мужем обрели свой путь к иудаизму после долгого духовного поиска: «Я всегда говорю, что никогда по-настоящему не верила в то, во что верила», — объясняет она, имея в виду свое христианское воспитание.

Для обоих это второй брак, у Рейчел и Моше (в прошлом Мартин) четверо детей, ни один из которых не перешел в иудаизм. «Это самое трудное в алие: оставить детей», — говорит Рейчел.

Но ни она, ни ее муж не чувствовали, что смогут жить полноценной еврейской жизнью в Порт-Элизабет, который в последние годы стал своеобразным центром для африканеров, переходящих в иудаизм. «Здесь всегда жило очень мало евреев, притом нерелигиозных. Здесь нет кошерных ресторанов и пекарен. Мы даже не можем отметить праздник Суккот так, как нам бы хотелось», — жалуется Рейчел.

Супруги рассматривали возможность переезда в Йоханнесбург или Кейптаун, где все еще существуют значительные еврейские общины, но вместо этого выбрали Израиль. «Мы подумали, что если уж переезжать, то почему бы не в Израиль?».

«Определенно, это тенденция»

Криль, уроженец Западно-Капской провинции, говорит, что всегда интересовался религией и около 15 лет назад начал изучать ислам, индуизм и буддизм, путешествуя по Малайзии. Он решил перейти в иудаизм после просмотра видеофильма о смысле жизни Йосефа Мизрахи, ультраортодоксального раввина, известного своими популярными просветительскими лекциями. «Это в значительной степени подытожило то, во что я верил», — вспоминает он.

2415116002 (2).jpg
Рейчел и Моше Лорсе

Переживший рак и ампутацию, Криль был партнером в успешной компании по производству протезов и ортопедических изделий. Он жил в еврейском районе Кейптана Си-Пойнт, но в один прекрасный момент собрал вещи и уехал в Израиль.

Жизнь в Южной Африке его всем устраивала, причин уезжать не было, за исключением того, что у него были проблемы с поиском жены: «Я встречался практически со всеми “фрум” [благочестивыми] девушками в Кейптауне, и мои друзья сказали мне, что пора ехать в Израиль, если я хочу создать семью».

Несколько лет назад он создал канал в YouTube под названием The Jewish Convert, где делится информацией об иудаизме, процессе гиюра и иммиграции в Израиль. У канала более 5500 подписчиков и более полумиллиона просмотров. «Через этот канал я получаю запросы со всего мира, но особенно много из ЮАР, что убедило меня в том, что это определенно тенденция», — говорит Криль, имея в виду растущее число африканеров, проходящих гиюр и переезжающих в Израиль.

Среди тех, кто обратился к нему, была христианская семья из Западно-Капской провинции, планировавшая гиюр. В итоге Криль женился на их младшей дочери, Габриэле, бухгалтере, которая в скором времени планирует поступить на программу изучения иудаизма в известную ортодоксальную женскую семинарию в Иерусалиме.

Как и ортодоксальные евреи, говорит Криль, африканеры, как правило, очень религиозны и консервативны, что может объяснить их тягу именно к этому направлению иудаизма, хотя им гораздо проще было бы пройти реформистский гиюр.

И, по его словам, таким новообращенным, как он, гораздо легче переехать в Израиль, чем евреям по рождению из ЮАР: «Их часто сдерживают семейные и общинные связи. Но многие из нас, новообращенных, уже разорвали свои связи с семьей и общиной, так что это больше не является препятствием».

Помимо ведения своего канала в YouTube и изучения священных еврейских текстов по четыре часа в день Криль смог найти в Израиле полноценную работу в сфере протезирования и ортопедии. По религиозной принадлежности он называет себя «хардаль2 (нечто среднее между хареди и религиозным сионистом), а по политическим взглядам — ультраправым. Если бы не ограничения, связанные с работой, говорит он, он бы с радостью построил свой новый дом на Западном берегу.

Больше открытого пространства

Среди первых новообращенных африканеров, совершивших алию, были Тальярды из Рандфонтейна, золотодобывающего города недалеко от Йоханнесбурга. Они приехали в середине 1990-х годов и начали разводить овец в поселении Сусия, где часто участвовали в жестоких столкновениях с палестинцами из близлежащих деревень на Южных Хевронских холмах. Якоб, старший из 14 детей в семье, несколько лет назад погиб в аварии на тракторе. Однажды он сказал израильскому тележурналисту, что «с симпатией относится к режиму апартеида и считает его лучшей вещью в мире».

Его младшая сестра Сари переехала в Израиль четыре года назад, после того как старший из двух ее сыновей решил пойти добровольцем в ЦАХАЛ. «Я растила своих мальчиков одна и не собиралась оставаться в стороне, когда они оказались здесь», — говорит 56-летняя женщина, которая с момента приезда в страну работала поваром и няней. Сначала она снимала жилье у своей младшей сестры в поселении Маале-Михмаш на Западном берегу, а затем переехала в Раанану, где нашла постоянную работу.

У нее есть старший брат, который по-прежнему живет в Сусии, еще один — в соседнем поселении Бейт-Ятир, старшая сестра — в поселении Эйнав на севере Западного берега, а младший брат — на овцеводческой ферме на Голанах. «Они предпочитают жить в Иудее и Самарии, потому что выросли на ферме, и там больше открытого пространства, — говорит она. — Кроме того, жизнь там дешевле. Если бы я могла найти там достойную работу, я бы тоже предпочла жить там».

2415116002 (3).jpg
Габриела Шёман и Тео Криль стоят под хупой

Йоханан Лагранж и его жена Ривка прилетели в Израиль 3 марта 2020 года, как раз перед тем, как в стране был объявлен первый локдаун в связи с коронавирусом. Квалифицированный мастер по изготовлению инструментов и штампов, этот сын будущих иммигрантов Гидона и Рут пока не смог найти работу по специальности. Чтобы платить за квартиру и кормить семью, он работает сторожем в школе-интернате под Тель-Авивом.

По его словам, когда он и его жена проходили гиюр, они обещали раввинскому суду, что дадут своим детям правильное еврейское воспитание. «В Порт-Элизабет это было бы невозможно, — говорит 27-летний Йоханан, ранее известный как Кристиан. — Барух Ашем, мы знаем, что наш ребенок может быть воспитан здесь как еврей». В дополнение к трем синагогам, которые он регулярно посещает в Раанане, Йоханан после переезда в Израиль стал активным участником ортодоксального движения Хабад.

Его отец с нетерпением ждет воссоединения со своими детьми и внуками, с несколькими из которых ему еще предстоит познакомиться. Но он говорит, что не это было главной мотивацией для совершения алии: «Сегодня, впервые за тысячи лет, половина еврейского народа находится в Израиле, а половина — за его пределами. Я спрашиваю себя, в какой половине я хотел бы быть?».

Теги

Похожие статьи