В четверг, 30 сентября, Конституционный суд Бельгии поддержал решение Европейского суда о запрете убоя животных без оглушения, вынесенное в декабре прошлого года.
Постановление было вынесено после обращения бельгийского суда в Европейский суд за разъяснениями по правильной интерпретации постановления ЕС № 1099/2009 о защите животных в момент забоя. Регламент разрешает ритуальный забой без оглушения, если он производится на утвержденных скотобойнях, но при этом оставляет возможность для стран-членов ЕС принять более строгие правила для защиты животных.
Здание Конституционного суда Бельгии
Бельгийская организация по защите животных GAIA (Global Action in the Interest of Animals) уже более 25 лет ведет кампанию за запрет ритуального забоя без оглушения в Бельгии. Запрет вступил в силу в 2019 году во Фландрии и Валлонии, но затем был оспорен соответствующими религиозными общинами на основании защиты принципа свободы вероисповедания.
Брюссельский столичный регион по-прежнему разрешает убой без оглушения, но продлится это, вероятно, недолго, если GAIA одержит победу в судах королевства.
«Это положит конец длительной юридической борьбе в пользу фламандского и валлонского запрета, единственная цель которого — избежать причинения научно доказанных и практически устранимых страданий во время убийства животных, без исключения для забоя, проводимого в религиозных целях», — отметил Мишель Ванденбош, президент GAIA.
Решение Европейского суда по правам человека, принятое в декабре в пользу фламандского запрета на ритуальный убой без оглушения, в целом приветствовалось организациями по защите животных, но вызвало протест среди защитников свободы религии в ЕС.
Представители иудейских и мусульманских общин расценили постановление как проявление лицемерия, поскольку оглушение не всегда проходит безболезненно и неизбежно причиняет страдания многим (если не большинству) из девяти миллиардов животных, ежегодно забиваемых в Европе. Кроме того, мясо диких животных, добытое на охоте, которое суд разрешил по «культурным» причинам, также поступает в свободную продажу и не подвергается никаким ограничениям.
НПО по защите животных также, или даже в большей степени, обеспокоены промышленным разведением свиней и кур в тесных помещениях, забоем оленей (в Швеции), условиями на бойнях, перевозками живых животных, разведением животных для получения меха, и это лишь некоторые примеры.
«Конечно, это разочарование для религиозных общин, но прежде всего это позор для нашей страны, — прокомментировал Йорам Йохан Бенизри, президент Бельгийской федерации еврейских организаций. — Мы вернулись к началу: неужели нам нужно признать, что охота разрешена по культурным причинам в этой стране, в то время как тысячелетнее присутствие евреев здесь не оправдывает подобного исключения? Какое моральное поражение для наших институтов. Но это еще не конец. Мы будем продолжать бороться юридическими и политическими средствами. Это вопрос принципов».
Перевод с английского Ильи Амигуда
Источник: brusselstimes.com