Мессенджер Viber, имеющийся у многих пользователей современных гаджетов, основал Игорь Магазинник — нижегородец, переехавший в Израиль. Свой стартап предприниматель продал японской корпорации Rakuten за солидную сумму, а после продолжил создание аналогичного проекта в Нью-Йорке и нового приложения по вызову такси Juno.
«Это не было чистым альтруизмом»
— Идея создания Viber пришла не сразу. Нам хотелось сделать мобильное приложение для звонков и сообщений, так как с международной связью были сложности: Skype был неидеальным для мобильного пользователя, поскольку, прежде чем поговорить с абонентом, необходимо было заранее договариваться о времени выхода в программу.
Когда возникла идея мессенджера, мы понимали, что им будет пользоваться вся наша команда. Но мы также предположили, что найдется еще несколько человек, которые захотят этим приложением воспользоваться. Но желающих оказалось намного больше.
С самого начала мы хотели делать и звонки, и сообщения, но возможность отправки последних появилась чуть позже.
Наша цель при создании любого приложения — облегчить жизнь людей. Но цель любой коммерческой компании — заработать деньги. Поэтому нельзя сказать, что мы делали это из чистого альтруизма. С самого начала создания Viber мы видели его как бизнес-проект, который приведет к интересным результатам.
На сегодняшний день мессенджером пользуются в России, Азии и бывших странах СНГ. Его основные конкуренты — Telegram и WhatsApp. Сначала я переживал из-за жесткой конкуренции, но потом заставил себя отпустить это, тем более что после моего ухода из Viber в 2015 г. у меня не осталось рычагов, чтобы влиять на происходящее в компании.
Кроме того, сейчас во всех имеющихся приложениях функциональность очень похожа. В основном они отличаются цветовой гаммой. Тут уж каждый решает, где ему удобнее, где у него больше друзей.
Сначала Viber не приносил денег. Когда мы его создавали, то определили несколько перспективных вариантов и идей, с помощью которых можно зарабатывать. Кстати, среди них не было рекламы, которая сейчас присутствует в приложении: пока компанией руководили я и мои партнеры, мы не хотели ставить в мессенджер визуальную рекламу.
Но на определенном этапе развития реальность победила и мы стали вводить нативную рекламу. Например, продажу стикерпэков, телефонных звонков с терминацией, входящих звонков для операторов. Такие способы монетизации мы считали приемлемыми, но этого было недостаточно, так как они не выводили приложение на самоокупаемость. Так что потом пришла реклама, от которой, откровенно говоря, я не в восторге. Но такова наша жизнь.
Viber мы продали неожиданно. Мы искали крупного инвестора, который помог бы развиваться, так как на тот момент финансирование осуществлялось за счет наших предыдущих прибыльных проектов. При этом продукт был перспективным, аудитория росла.
Мы начали договариваться об инвестициях с японской компанией Rakuten, и за несколько дней перешли к переговорам о продаже компании. Условия сделки устроили обе стороны.
(По информации Reuters, сумма сделки составила $900 млн - прим.ред).
Откуда черпать вдохновение
Идеи обычно берутся из жизни и личного опыта, личных болей. Viber появился из наших болей — хочется звонить в другие страны, но не было возможности. I wish так же был создан — хочется слушать музыку бесплатно, а ее нет. Как получить?
Думаю, что количество проблем и мелких болей, которые люди испытывают, не уменьшается. И если быть в курсе того, что беспокоит людей, то идеи новых стартапов будут приходить.
Материал подготовлен на основе выступления Игоря Магазинника на первой открытой лекции «Неймарк. Лекторий» 30 сентября в Нижнем Новгороде.
На лекции также выступили директор Проектного офиса Стратегии развития Нижегородской области, Ольга Большакова и генеральный директор в GORKY. AI, Евгений Федосеев. Они презентовали проект распределенного IT-кампуса мирового уровня, который будет находиться в столице Приволжья.
Источник: NN-DK